Согласно п. 3 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей», требования о наличии дефекта в товаре могут предъявляться на выбор потребителя продавцу по месту покупки товара, производителю или предприятию, которое удовлетворяет эти требования по местонахождению потребителя (сервисному центру). В случае ликвидации Интернет-магазина, требования об устранении дефекта в товаре могут быть предъявлены как к производителю, так и к сервисному центру.
Если Интернет-магазин работает в правовом поле, он ничем не отличается от юридических лиц или физических лиц – предпринимателей. Следовательно, к нему применяются те же правила и правовые последствия ликвидации.
В соответствии с Гражданским кодексом Украины (ст. 104), прекращение юридического лица происходит путем передачи всего имущества, прав и обязанностей другому юридическому лицу – правопреемнику (слияние, поглощение, присоединение, раздел, преобразование) или в результате ликвидации. Следовательно, если причиной прекращения Интернет-магазина является слияние, поглощение, присоединение, раздел или преобразование, то в случае возникновения каких-либо конфликтов, покупатель вправе предъявить претензии правопреемнику магазина.
Особенностью прекращения работы Интернет-магазина путем его ликвидации является то, что она не влечет за собой образование других лиц, к которым переходят права и обязанности ликвидировавшегося юридического лица. Законодательство не предусматривает возможности предъявления претензий относительно действий Интернет-магазина после его ликвидации, так как отсутствует лицо, которое имеет обязательство отвечать за такие действия.
Следовательно, при покупке в Интернет-магазине нужно особенно скрупулезно отнестись к получению документов, свидетельствующих о гарантийных обязательствах производителя и/или уполномоченного сервисного центра. Тогда можно отстоять свои права даже в случае ликвидации Интернет-магазина.
Отвечала Наталия Дейнега, юрист, ЮФ «Мисечко и Партнеры»