Ровно год назад журнал «Деньги» составил рейтинг «50 миллионеров, которые сделали себя сами». Тогда, год назад, мы приняли одно простое правило – будем рассматривать только тех, кто сумел создать свой бизнес не из приватизированных или захваченных осколков советской экономики. Не то чтобы отстроенная с нуля сеть супермаркетов стоит большего уважения, чем перестроенный меткомбинат, но нас интересовали именно те, кто сумел создать бизнес на пустом месте.
Причина проста – такие люди вдохновляют сильнее всего. Они – пример того, что и в Украине, несмотря ни на что, можно создать свое дело, вырастить его до впечатляющих размеров. Даже сейчас.
В нынешнем году мы решили пойти дальше – поставили для участников специального выпуска жесткий возрастной барьер. Почему именно 35 лет? Во-первых, этот возраст в развитых странах принято считать завершением молодости. Во-вторых, нынешние 35–36-летние вступали во взрослую жизнь примерно тогда же, когда Украина получила независимость и безусловно рыночный путь. Да, путь тот был диковатым и местами страшным, ну на то оно и первичное накопление капитала.
На этот раз «Деньги» отказались от идеи рейтингования участников по величине состояния. В том числе и потому, что чем бизнес меньше, тем он менее склонен в нашей стране к публичности. Тем более, что «Деньги» уверены: в Украине гораздо больше молодых миллионеров, чем историй на следующих двадцати страницах.
Нас не интересовали «счастливые наследники» или «дети больших людей», все бизнес-достижения которых сводились к председательству в компаниях, созданных папами и мамами. С огромным удовольствием мы писали о тех, кто выстроить нечто свое, особенное, сумев конвертировать личные таланты в капитал и успешное дело. Возможно, поэтому тут немало историй о представителях шоу-бизнеса и спорта, а также о юристах и представителях hi-tech – они-то точно делают деньги на своей звездности, как ни крути.
Несколько историй посвящены предпринимателям, которые на старте явно пользовались поддержкой со стороны родителей, друзей, наставников, известных политических деятелей. Но и они – хороший пример: надо располагать недюжинной силой воли, творческой жилкой и предпринимательским зудом, чтобы выпорхнуть из-под теплого крылышка в довольно жесткий бизнес-мир.
Увы, далеко не все наши герои согласились лично рассказать о своем пути к успеху в бизнесе, мало кто поделился достоверной информацией о том, как появился стартовый капитал. Излюбленная нашими предпринимателями история о нескольких сотнях или тысячах долларов, с которых все и началось, слишком часто смахивает на легенду, созданную PR-службой. Но это вполне извинительно. Зря что ли говорят: «я готов сейчас отчитаться о каждом своем центе, только не спрашивайте, откуда взялся первый миллион». Но в нашем случае с миллионами как раз все ясно – вопросы есть по поводу десятков тысяч, да и то – далеко не ко всем из наших героев.
Тем более, что начальный капитал – на самом деле не самое главное в создании успешного бизнеса. Об этом говорит опыт сотен и тысяч новых старт-апов, которые так и усыхают, не выросши из пеленок. Как показывает опыт наших героев, нужнее другое – могучие внутренняя мотивация и увлеченность, хватка и неимоверное трудолюбие, умение общаться, готовность отложить «сладкую жизнь» на потом, даже если сейчас для нее уже есть деньги.
Одна киевская бизнесвумен как-то рассказала автору этой статьи о том, сколько ошибок допускает обычно молодой предприниматель, и как часто хочется в самом начале пути опустить руки и закрыть компанию. «Все в наших руках, поэтому никогда не опускайте руки», – как-то сказала по этому же поводу другая бизнесвумен – легендарная Коко Шанель.