Когда мы сделали первую из июльских обложек – на ней было изображена цифра 8.20 – на меня обрушился шквал звонков, электронных писем и посланий в Facebook. Дескать, зачем это мы даем апокалиптические прогнозы по поводу того, что до выборов спекулянты могут качнуть курс до 8.20? А что оставалось делать, если мы были уверены, что спекулянты таки попробуют качнуть. И что НБУ курс в этих рамках непременно удержит?
Наша работа – писать о том, что есть на самом деле. И о том, что может случиться в будущем. Так мы помогаем нашим читателям сберечь и приумножить их деньги.
И вот большая курсовая афера таки случилась. В ближайшие недели, я уверен, будут и разборы полетов, и срывание погон. Увы, не будет главного – очень многие не извлекут уроки из сентябрьских курсовых качелей.
А главный урок может быть иллюстрирован одной короткой притчей. Вот она.
- Однажды некоего инвестиционного банкира спросили – как ему удается вовремя избавляться от акций, которые исчерпали потенциал роста и вот-вот начнут падать. Он ответил так: «Когда мой парикмахер спрашивает, не пора ли ему прикупить акций NN, я понимаю – пора их начинать активно продавать».
В нынешней ситуации проиграли те, кто начал в спешке доллары скупать. А выиграли те, кто в них сидит с июля и не собирается слезать. Вот и вся курсовая история.
А теперь о хорошем. В четверг Рада приняла пачку законов, которые вроде бы должны запустить в легальное русло рынок земли в Украине. Прежде всего – рынок земли аграрного назначения. Это замечательно. Плохого в этом ровно три обстоятельства.
Первое – принимали законы в спешке, ночью. Таким законам принято не доверять. И в них наверняка есть коррупционные «закладки». Второе: принимали законы на излете полномочий Рады. Обычно такие законы содержат слишком много лоббистских интересов. И, наконец, третье: рынок земли открывают после того, как большинство субъектов бизнеса и просто физлиц тщательно очистили от наличности (неважно, в какой форме) – над этим известные структуры старательно трудились последние пару лет.
Кто теперь возьмется за поглощение украинских черноземов? Посмотрим. Подозреваю, что эта история будет громче, грязнее и обширнее, чем финансовый кризис 2008 года, чьи отголоски не утихли до сих пор.
Искренне Ваш, Александр Крамаренко, главред «Денег»