Александр Ярецкий о родительской роли в финансовом воспитании детей

Александр Ярецкий о родительской роли в финансовом воспитании детей

Директор департамента правовой защиты Эрсте Банка Александр Ярецкий – о детях, деньгах и родительской роли в финансовом воспитании.

У меня двое детей – старшая дочь пошла в пятый класс, младший сын – во второй. Поэтому могу поделиться личным опытом – как мои дети знакомились с миром денег. В дошкольном возрасте вполне достаточно, если ребенок освоит свободный счет с деньгами до ста, сможет правильно проводить простейшие арифметические операции – складывать и вычитать. Этому наши дети учились в простейших жизненных ситуациях, например, когда им поручали сходить за небольшими покупками в ближайший магазинчик.

Поступление в школу – это не самый простой переходной период. В школе дети могут купить себе что-нибудь в школьном буфете и уже должны уметь обращаться с деньгами. Наши обзавелись кошельком – мы приучали их хранить деньги в нем, а не в беспорядке по карманам. Еще один навык: соизмерять стоимость товара с количеством денег, которые есть в кошельке, уметь проверить правильность сдачи.

Кроме того, наличие всевозможных дополнительных платных кружков, необходимость периодически сдавать деньги на разные внеклассные мероприятия – походы в музей, театр – все это приучает детей к финансовому планированию. Они учатся заранее считать, сколько денег им понадобится в тот или иной день, и заблаговременно предупреждать об этом нас с женой.

В средних и старших классах детям важно задать правильные жизненные приоритеты – и в планировании своего будущего, и в готовности оценивать людей по их личным качествам, а не по «прикидам» (одежде, часам, телефонам…). Они должны быть психологически готовы к тому, что общество неоднородно, что всегда были, есть и будут более и менее обеспеченные, богатые и нищие, но что уровень обеспеченности – далеко не первый критерий в оценке личности.

В это время детей можно более глубоко посвятить в детали семейного бюджета, они уже могут и должны понимать, какие регулярные траты несет семья (коммунальные платежи, затраты на еду, выплаты по ипотеке и т. п.), какие расходы семья планирует на значительные покупки, какими станут затраты в будущем (например на отдых), что может быть выделено на развлечения или на карманные расходы.

Детям надо помочь выработать правильную линию поведения в ситуациях, когда, например, другие школьники просят их одолжить или просто дать денег. Детям важно помочь заранее смоделировать различные ситуации, в которых они могут оказаться. Нет ничего зазорного в том, чтобы угостить товарища булочкой в школьном буфете, но в то же время они должны быть готовы проявить твердость, когда ими попытаются манипулировать, в том числе в корыстных целях.

Нам с женой хочется воспитать спокойное и уравновешенное отношение наших детей к деньгам. Научить их избегать таких крайностей, как легкомысленное расточительство и неспособность к финансовому планированию своего бюджета с одной стороны и излишнее стяжательство и страсть к накопительству – с другой. Они должны научиться относиться к деньгам, как к любому другому инструменту. Да, без этого инструмента невозможна жизнь современного человека, но это лишь инструмент, причем не всегда необходимый и достаточный для достижения жизненных целей.

Я не планирую вырастить из своих детей новых Соросов, поэтому не буду досконально рассказывать им об устройстве современного финансового мира, посвящать в тонкости банкинга. Самое главное в воспитании правильного отношения к деньгам – чтобы дети понимали: даже если вы можете купить им машину или квартиру, вы никогда не сможете купить им успех и уважение окружающих. И на свете существует много вещей, которые невозможно купить.  

Дети должны научиться относиться к деньгам, как к любому другому инструменту.

 

 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK