Cash is king
В Европе победила социалистическая революция (стр. 11). В Украине клонировали Раду. Кабмин собирается взвинтить акцизы на горючее до европейского уровня, а за ними – и цены (стр. 8). Зашатался еще один небольшой банк с анонимными собственниками (стр. 10).
Перевести Cash is king на русский или украинский сложно. Соль выражения в том, что если ты имеешь запас наличности, то в любое время получишь что хочешь и за минимальную цену. Именно поэтому почти половину вот этого самого номера «Денег» мы посвятили недвижимости.
Сейчас, именно сейчас можно найти «вкусный» вариант и купить действительно стоящую своих денег недвижимость. И не рассказывайте мне, что квадратные метры в Киеве переоценены. Ничего подобного. Они стоят ровно столько, сколько и должны стоить в метрополии, которая паразитирует на всей остальной управляемой территории. Это безусловный признак страны третьего (четвертого?) мира. В мегаполисы стекаются бедняки, чтобы найти работу. Туда же направляют свои стопы новые д’Артаньяны, чтобы «завоевать Париж или умереть».
Только если раньше для завоевания Парижа надо было победить кардинала и понравиться королю, то сейчас необходимо знать правильных людей и вовремя делиться с ними. Цинично? Конечно! Есть ли другие пути? Безусловно! В Киев стекаются не только коррупционеры и гопники. Сюда едут каменщики и водители такси, программисты и рекламисты, пекари и финансисты, секретари-референты и топ-менеджеры. И все они хотят где-то жить.
Публика попроще снимает квартиры вскладчину – украинский климат не позволяет селиться в самопостроенных биновиллях, как это происходит в куда более богатых Бразилии или Мексике. Публика поавантажнее гнездится на Оболони, Липках, Ярославовом Валу и в Конче-Заспе.
Но всех объединяет нечто общее – каждый из них платит щедрую дань за право обитать в метрополии. Ну а тем, кто все-таки настаивает на том, что недвижимость в Украине переоценена, советую съездить, например, в Константиновку, Стаханов или Желтые Воды. Однокомнатная квартира в центре города, которую можно купить на пару зарплат менеджера среднего звена из киевской фирмы, – это там суровая реальность.
Космическая разница в цене квадратных метров между метрополией и подчиненными ей городами – однозначный повод сделать два вывода. Первый: мы пока недалеко ушли от пошлого совка и «распределения денег из центра». Разумеется, «распределяемые из центра» деньги сперва правдами, но чаще неправдами выдавливаются из налогоплательщиков (стр. 34, например). Второй вывод: если выбрать территорию с сильными рыночными перспективами, то на тамошней недвижимости можно будет заработать покруче, чем на киевской в 2001–2007 годы.