Все внимание мировой прессы приковано к площади Таксим в Стамбуле, где проходят акции протеста против действующего режима премьер-министра Реджи Эрдогана. Не будем вникать в политическую суть конфликта, нас интересуют экономические последствия происходящего. Ведь любая политическая нестабильность сразу же отражается не только на экономике государства, но и всего региона сообщает журнал Деньги www.dengi.ua.
Как пишет турецкое издание The Lira, министр финансов Мехмет Шимшек заявил, что акции протеста уже нанесли экономике страны ущерб в размер 70 млн. лир (около 28 млн. евро), преимущественно за счет отмены бронирования в отелях. В остальных отраслях спад пока не наблюдается. Однако если ситуация будет ухудшаться, не исключено ухудшение и в других отраслях экономики.
Первым на политическую нестабильность всегда откликается фондовый рынок. Турецкий индекс XU100 с 20 мая по 12 июня обвалился на 20% (с 93 до 75 пунктов) и продолжает снижение. Курс турецкой лиры к евро также демонстрирует негативную динамику. Лира начала падать в цене еще 10 мая, когда курс лиры составлял 2,3 лиры/евро. По состоянию на 12 июля, за один евро уже давали 2,5 лиры. Это самое резкое падение лиры за последние два года. Не исключено, что к дате выхода этого номера «Денег» лира перебьет свой абсолютный «рекорд», установленный в августе 2011 года, 2,58 лиры/евро.
При этом аналитики уверены, что нестабильность в Турции не будет иметь значительного негативного влияния на экономику Европы. «Влияние Турции ощущается, прежде всего, в Германии и странах Средиземноморья. При этом определенное охлаждение Турции по отношению к евроинтеграционным процессам в последнее время, позволило держать дистанцию между экономикой этой страны и стран Центральной и Восточной Европы», – отмечает аналитик Укрсоцбанка (UniCredit Bank) Тантели Ратувухери.
Конечно, Турция не является для Украины основным торговым партнером, тем не менее, только в первом квартале 2013 года товарооборот между двумя странами превысил миллиард евро. При этом, несмотря на бытующее мнение, что из Турции мы больше завозим, чем вывозим, турецкий импорт в товарообороте составляет лишь 30%. 70% – это украинский экспорт в Турцию (металлопрокат, зерновые, масличные культуры). По итогам первого квартала, экспорт в Турцию составил 6,71% всего украинского экспорта, а доля импортируемых турецких товаров всего 2,43% из общей суммы импорта.
«В случае затягивания или обострения ситуации в этой стране, нишу турецких товаров и услуг, скорее всего, достаточно быстро заполнят товары из конкурирующих стран восходящих рынков, в первую очередь из Китая», – говорит Тантели Ратувухери.
То есть, с замещением турецкого импорта проблем не будет, а вот с освоением новых рынков сбыта для украинских производителей металла – вполне вероятно. Не исключено, что в условиях политической нестабильности все масштабные строительные проекты будут заморожены, а значит, и потребности в украинском металле отпадут сами собой. До наступления определенности в стране все совместные государственные проекты между Украиной и Турцией могут быть заморожены, что усугубит стагнацию украинской экономики. Напомним, в 2012 году главы государств подписали соглашения о реализации ряда энергетических проектов. Немного лучше обстоят дела с сельхозпроизводителями. Протесты протестами, а кушать хочется всегда.
В любом случае, по итогам второго квартала 2013 года мы увидим сокращение экспорта в Турцию на 5–10%, что будет иметь негативное влияние на платежный баланс Украины и окажет незначительное давление на курс гривны.
На самом деле важно не столько снижение курсов лиры и турецких акций, сколько настроения банкиров и инвесторов. Есть такая практика: если происходят жесткие для экономики события в одной из крупных стран, представляющих определенную категорию экономик или определенный регион, тут же выставляются «красные флажки» в отношении всех ее «одногруппников».
В данном случае Украина – «одногруппник» и ближайший сосед Турции. Единственное, что может горько утешить, так это то обстоятельство, что в Украину ни кредиты, ни прямые инвестиции не льются последние четыре года. А значит, падать им в связи с выставлением «красных флажков» особо некуда.
Тем не менее, массовые беспорядки в 80-миллионной стране по соседству – это серьезно. Не то чтобы мы опасались их распространения на Украину. Но «турецкая весна» при нынешнем инвестиционном климате в Украине и при нынешней направленности украинского экспорта повлияет на отечественную экономику негативно, пусть и не фатально. Что при сегодняшней шаткой стабильности и определенном совпадении дополнительных негативных факторов (несговорчивость МВФ, жесткость Газпрома и т. п.) может ускорить только что начавшееся снижение ВВП страны. Со всеми вытекающими последствиями.
Читайте также Безопасно ли ехать в Турцию на отдых?