Несмотря на определенную политическую нестабильность в стране, есть несколько тенденций будущего года, которые уже можно спрогнозировать. Первая – это безусловное развитие программ розничного кредитования населения. Банки накопили достаточно опыта и осторожности для того, чтобы не повторить ошибок докризисного периода, не раздувать пузыри и не наращивать проблемные портфели. Внутренний спрос должен стать одним из ключевых драйверов роста экономики. Соответственно, задача и банков, и регулятора – стимулировать его.
Второй тренд – депозитные портфели будут расти, но довольно медленно. Такой прирост депозитов, как в 2013-м, в следующем году мы вряд ли увидим. Позволить не сбавлять темпы могла бы только массовая сдача валюты населением, однако вероятность этого невелика. Кроме того, замедлится рост заработной платы, а поэтому свободного ресурса у граждан станет не намного больше. Также могут быть урезаны расходы госбюджета, что обусловит меньший объем социальных выплат или как минимум приостановку их роста.
Третье – минимум частных инвестиций со стороны бизнеса. Предприятия, которые практически не инвестировали в нынешнем году, львиную долю свободных средств хранили на краткосрочных депозитах. Ожидать, что в 2014 году бизнес начнет массово снимать вклады в пользу инвестиций, пока не приходится. Наоборот, велика вероятность, что компании будут наращивать антикризисные «подушки», увеличивая денежные запасы за счет текущих заработков. В свою очередь, рост депозитов будет постепенно влиять на снижение ставок.
Четвертое – главным источником инвестиций останется государство. Существует вероятность того, что правительство запустит несколько крупных инвестиционных программ. Речь может также идти о субсидировании процентных ставок, рефинансировании банков на льготных условиях, программах финансирования МСБ. На сегодняшний день рентабельность многих предприятий (кроме торговых) не позволяет брать кредиты по нынешним ставкам. А стоимость заимствования для банков, несмотря на ее снижение с начала года, не оставляет финучреждениям иного выбора, кроме кредитования традиционных клиентов. Соответственно, без внешних стимулов не обойтись.
Пятое – незначительное изменение вектора кредитования бизнеса. Мы ожидаем, что спрос в оптовой и розничной торговле начнет постепенно исчерпывать себя, и банки переключатся на другие сектора. По крайней мере, на финансирование их оборотного капитала. Вложения в ОВГЗ уже не настолько интересны, как раньше, так что ресурс для кредитования реального сектора может высвободиться.
Среди внешних факторов, которые окажут влияние на развитие экономики, – ожидаемый МВФ рост в развитых странах и падение – в развивающихся. От того, с кем мы будем сотрудничать, с кем договоримся о кредитовании (Россией, Китаем, МВФ или ЕС), зависит и стабильность курса, и перспективы платежного баланса, и динамика промпроизводства.
Что будет с банковской системой? Обострение политического конфликта может спровоцировать изъятие депозитов из банков и скупку валюты. В этом случае весьма вероятно внедрение НБУ ряда ограничительных мер, в том числе запрет на досрочное изъятие депозитов из банков, который уже вводился в 2004-м и 2008 годах и показал свою эффективность.