Ситуация в Украине в высшей степени неопределенная. И это касается, в первую очередь, вопроса взаимоотношений с внешним миром – РФ, МВФ, ЕС, Китаем и т. д. Однако точно можно сказать, что 2014 год будет трудным для украинской экономики. Это объясняется хронически нереалистичным госбюджетом, который подталкивает налоговые органы собирать подати (с утроенной энергией. – Ред.). Ну а главное – следующий год станет последним годом с высокой долговой нагрузкой (ее пик был в 2013-м). Отрицательное сальдо торгового баланса никуда не уйдет, в том числе из-за нереалистично высоких цен на российский газ. И даже девальвация не является решением – газ-то и другой критический импорт покупать все равно нужно. А значит, логичным решением будет попытка удерживать курс гривны стабильным до 2015 года, когда спадет долговая нагрузка и, возможно, еще больше уменьшится потребность в дорогом российском газе.
Ну а в крайнем случае властям целесообразно пожертвовать тарифами на газ для населения, поднять их и взять кредит у МВФ. С социально-политической точки зрения это более выгодный вариант, чем допустить неконтролируемую девальвацию гривны.
Кстати, требование гибкого курса от МВФ не настолько строгое. Оно непосредственно не влияет на дефицит бюджета. Более того, если одновременно переходить на гибкий курс и получить кредит МВФ, то девальвации не будет. А значит, и это требование реально выполнить.
Впрочем, далеко не всегда избирается оптимальный путь. Есть еще сценарий жестких ограничений на валютном рынке, что приведет к появлению множественных валютных курсов, которые схлопнутся большой девальвацией уже после президентских выборов. Тогда видимая стабильность будет резко контрастировать с рыночными реалиями.