Согласно ст.28 Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности», счетчики учета воды подлежат обязательной поверке, которая выясняет его пригодность и корректность показаний. Межповерочный интервал составляет 3 или 4 года, в зависимости от типа счетчика. Счетчики, не проверенные в срок, нельзя использовать для учета потребленной воды. Поэтому начисления, в таком случае, осуществляются по нормативному методу. То есть без учета индивидуального отбора воды для конкретной квартиры, а, например, исходя из усредненных объемов, которые потребляет жилой дом. Причем, проверка счетчика, согласно постановлению Кабинета Министров от 21.07.2006 № 630, должна длиться не более месяца. В этот период потребитель платит за воду в соответствии со средними показаниями за предыдущие три месяца.
Вопрос оплаты за проверку счетчиков урегулирован постановлением Кабинета Министров Украины от 01.06.2011 № 869. Пункт 24 этого документа предусматривает, что расходы, связанные с проверкой, монтажом/демонтажом, транспортировкой счетчиков и т. д., возлагаются на потребителя. И входят с состав оплаты коммунальных услуг. Однако юристы уверяют, что с этим можно спорить. Между потребителем и обслуживающей его организацией (ЖЭУ, ОСМД. – Ред.) в любом случае должен быть заключен договор, в котором уже «зашит» перечень предоставляемых услуг. «Соответственно, оплачивая свои счета, потребитель равными частями также оплачивает и работы, которые связаны с поверкой счетчика. Потому, считаю, данное обязательство должно ложиться не на плечи потребителя, а на обслуживающую дом организацию. И это можно оспаривать в суде», – полагает адвокат юридической фирмы адвокат ЮФ «U&G Partners» Андрей Безсмертный. Вторая проблема – сжатые сроки предоставления счетчиков на проверку. Ее необходимо провести до 1 июля. «Однако заниматься этим должен не собственник квартиры, а водоканал (согласно закону от 10.04.2014 № 1198, текст нормы имеется в приложении к электронной версии статьи) демонтировать, отдать на проверку, вернуть счетчик и установить его обратно», – объясняет директор ООО «Институт местного развития» Алена Бабак. В таком случае, потребитель не должен нести ответственность за халатность водоканала, а также за несвоевременные сроки проверки счетчиков.