Дмитрий Боярчук - о зарплатах в конверте и налогах

Дмитрий Боярчук - о зарплатах в конверте и налогах

Любой работодатель отлично знает, что, заплатив своему сотруднику 3 тыс. гривен, еще около 2 тыс. гривен придется перечислить в государственную казну. Поэтому неудивительно, что такое фискальное давление порождает многочисленные варианты ухода от уплаты налогов и сборов. В итоге бизнес предпочитает рисковать и платить зарплаты нелегально, нежели работать в законодательном поле. Это приводит к появлению многочисленных конвертационных центров, которые наряду с зарплатами в конвертах создают большие проблемы для государственного бюджета.

Поэтому без снижения налоговых ставок, а также либерализации налогообложения в целом вывести бизнес из «тени» не удастся. Но это нужно делать уже сегодня. Ведь если прибыль конвертационных центров попадет в бюджет, это будут огромные деньги. К примеру, обналичивание через субъектов предпринимательской деятельности составляет до 10% от суммы, а через банк – до 20%. Поэтому масштабы доходов, которые проходят мимо госкзаны, даже вообразить сложно.

Вопрос лишь в том, как провести налоговую реформу грамотно? Ведь это очень непростой процесс, который при желании можно саботировать. Например, это в интересах лиц, которые зарабатывают на конвертации. Им изменения явно невыгодны. Поэтому все шаги, связанные с пересмотром налогообложения, должны быть последовательными, согласованными с бизнесом и общественностью. Без этого не обойтись, иначе это будет очередная реформа ради реформы, которая не приведет к желаемой детенизации доходов и легализации зарплат. Кроме того, столь глубокая перестройка налоговой системы, задекларированная властями, явно не дело нынешнего года. Только качественная подготовка к такому шагу может занять до года.

Если говорить об уровне налогового давления, то ставки единого социального взноса нужно понижать минимум вдвое. Меньшее сокращение не имеет смысла. Оптимальный баланс, по моему мнению, будет достигнут на отметке 15%. С этой цифры бизнес получит стимул работать легально, что фактически станет началом конца теневой экономики. Кроме того, обнажится реальный фонд заработной платы: работодателям будет попросту невыгодно прятать то, что причитается сотрудникам, в конверты. Соответственно, бюджет получит дополнительные поступления, а вывод из тени части экономики будет по статистике отображаться как рост ВВП.

Однако я не понимаю, зачем реформировать подоходный налог. Например, дифференциация налога, и ставка в размере 25% (концепция налоговой реформы предусматривает в одной из моделей НДФЛ такую ставку для доходов свыше 40 минимальных зарплат. – Ред.) – несусветная глупость. В этом чувствуется дух социализма и даже популизма, призыв «Давайте наказывать людей, которые зарабатывают больше». Хотя в реальности это приведет лишь к минимизации базы налогообложения. Поле для уклонения от уплаты НДФЛ очень широкое. Поэтому нужно возвращаться к привычной, «плоской» шкале.

В то же время, налогообложение пассивных доходов, как мне кажется, - нужный и важный шаг. С одной стороны, он приучает украинцев к нормальной европейской практике платить налоги с любого полученного дохода. С другой – станет подспорьем для наполнения государственного бюджета.



x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK