Мне нравится верить в экономическую свободу и равные возможности. Ну, просто потому, что такое есть фундамент самых успешных экономик. И у нас должно работать. Но сейчас почему-то не работает. Потому что любая свобода сопряжена с ответственностью – не я придумал, так живут самые процветающие страны. Да и в украинской Конституции написано, что собственность обязывает и перед законом все равны.
Давайте поговорим о том, к чему обязывает собственность. Вот если у банка есть собственник – это его к чему обязывает? Как минимум, к тому, чтобы «не путать свою шерсть с государственной», как было сказано в бессмертной «Кавказской пленнице». То есть не считать, что деньги вкладчиков – это деньги банка или его собственника.
Страна живет в трех параллельных реальностях – одни рискуют головой на фронте, другие отдают силы и предпоследние гривны на помощь защитникам, третьи – продолжают делать вид, что это «не их война». И равенства перед законом, что есть основа экономической свободы, не наблюдается.
Если такого понимания у собственника нет, то ему о том должен кто-то напомнить. Верно? Тот же НБУ. Да, только он не всегда собственника в лицо знает. А мы ж помним, что рассыпавшийся в хлам банк «Форум», VAB или «Надра» – это по несколько сотен миллионов долларов, выкачанных из резервов НБУ. Причем тут резервы НБУ, если вкладчикам погоревших банков Фонд гарантирования возвращает в гривнах даже валютные вклады? Да при том, что в условиях бодрой девальвации экс-вкладчик в первую очередь бежит менять полученные гривны на доллары.
Для возмещения вкладчикам гривну печатают – и тем самым давят на курс. Но, на самом деле, не во вкладчиках-физлицах дело. Девальвация сейчас формируется на жестко регулируемом Нацбанком межбанковском валютном рынке. А НБУ на этом рынке выглядит кем-то вроде пожилого и беспомощного сторожа без берданки и даже без свистка.
Мне хочется агитировать за экономическую свободу еще и потому, что Нафтогаз получил монополию на покупку долларов из резервов НБУ. Г-жа Гонтарева намедни заявила, что валютных интервенций на открытом рынке не будет, а будет прямая продажа валюты Нафтогазу. А, простите, почему его не снабжают валютой экспортеры, на чьих предприятиях в колоссальных масштабах потребляется импортный газ? Да-да, те самые экспортеры, что получают возмещение НДС, несмотря на все бюджетные проблемы.
Ситуация сейчас такова, что, например, штраф за несвоевременный возврат (и обязательную продажу) валютной выручки уже оказывается в расчете на день ниже, чем темпы девальвации. В общем, украинской экономике крепко не хватает равенства зверей перед законами и тяжелыми военными обстоятельствами.