Не просто так спрашиваю о том, зачем нам в налоговой реформе Минфин. Звать фискальное ведомство в авторы налоговой системы – это примерно то же самое, что предложить сообществу наркодилеров писать правила поведения детей в школе.
Попытаюсь аргументировать. Минфин и подведомственные ему фискальные органы должны исполнять законы, а не писать их. Вот в этом простом правиле и состоит суть налоговой реформы. ОК, скажут мне, кто ж тогда должен писать новые налоговые законы?
Если цель выжать экономику за один раз и дать заработать фискальным чиновникам, то написание правил должно оставить фискальным же ведомствам. Если цель стимулировать развитие экономики и найти деньги на реально необходимые державные нужды – должны писать представители налогоплательщиков (народные депутаты, да, только не смейтесь), а также представители ведомств, которые отвечают за экономический рост.
Напомню, Минфин ни разу за экономический рост не отвечает.
Ну, еще можно позвать в соавторы представителей профессиональных сообществ. Они точно знают, с какой стороны у морковки хвостик, и как сделать невозможным экспансию коррупционного налога.
У нас есть ненулевые шансы написать новую налоговую реформу. Напомню, что романтическая модель образца лета-2014 до сессионного зала Рады так и не добралась. Фискально-ориентированная образца декабря-2014 оказалась с побочными эффектами. Прагматичную (так нам ее презентуют, да?) образца июня-2015 хотелось бы видеть реально прагматичной, а не Азаров-style.
У меня есть определенные поводы для оптимизма. Например, из Минфина был выведен один из ключевых чиновников, еще со времен премьерства Тимошенко замеченный в тоталитаристском проектировании налоговой системы. (Увы, он сейчас претендует на место лидера ГФС. Посмотрим, пройдет ли.) И еще есть участие в рабочей группе по налоговой реформе представителей гражданского общества («Реанімаційний пакет реформ», «Нова країна», это о них).
Но поводов для пессимизма пока что больше. Правительство не рвется отстоять право на жизнь упрощенной системе налогообложения – согласно договоренностям с международными финорганизациям, ее попытаются демонтировать. Фискальные органы вкупе с Нацбанком и недальновидной частью банкирского лобби пытаются протащить жесточайшие ограничения на использование наличных.
Ну и вишенка на торте – внутри нужной и важной реформы ГАИ пытаются тишком протащить ликвидацию презумпции невиновности по административным правонарушениям. Ерунда, скажете? А там – обо всем, что касается нарушения норм в строительстве, транспорте, предпринимательстве, налогах, финансах, безопасности продуктов….. Короче – по поводу всего, кроме конкретной уголовщины. И по всем этим поводам хотят ввести принцип «доказывай, что не верблюд».
Колонка редактора Александра Крамаренко опубликована в журнале "Деньги" №8 от 23 апреля 2015 года. Купить онлайн-номер.