Илья Несходовский - о налоговой реформе

Илья Несходовский - о налоговой реформе

Министерство финансов и Комитет парламента по вопросам налоговой и таможенной политики презентовали концепцию реформирования налоговой системы Украины в конце августа. Тогда в предложениях Минфина прослеживалось стремление во многом сохранить принципы налогообложения в их нынешнем виде. В то время как парламентский комитет оказался более «технически либерален», чем ведомство Натальи Яресько. Кроме того, свое видение реформы подали и авторские коллективы.  

В результате все стороны договорились о том, что необходимо создавать рабочую группу по доработке концепций, и сведении их в единый документ, который будет направлен в Верховную Раду. Однако министерства и ведомства, которые имели право делегировать своих представителей, фактически устранились от разработки финального проекта налоговой реформы. Поэтому над изменениями в Налоговый кодекс работали члены профильного комитета, эксперты и представители инициативных гражданских групп.

Каков предварительный итог этой работы? Во-первых, предложено существенное уменьшение нагрузки на заработную плату. Уже согласованы ставки 10% НДФЛ и 20% ЕСВ. Хотя обсуждается вариант снижения единого соцвзноса до 10%, а также ставка НДФЛ в размере 20%. Во-вторых, произойдет переход к налогообложению распределенной прибыли и приравненных к ним платежей и уменьшение ставки налога на прибыль до 15%. В-третьих, предусмотрено улучшение механизма администрирования НДС. В том числе обеспечение его автоматического возмещения вместе с пересмотром ставки налогообложения до уровня 15%. Кроме того, обсуждаются корректировки в упрощенной системе, которые минимизируют ее использование для уклонения от налогообложения. В целом же предлагается совершенствование общих принципов администрирования, внедрение электронных сервисов и запуск с 1 января 2016 полноценного электронного кабинета налогоплательщика.

А властям (особенно Минфину) нужно сосредоточить свои усилия на поиске сценариев сокращения бюджетных расходов, которые в последнее время стали неподъемным бременем для Украины. Это и будет залогом успешного проведения реформы. Ведь

предыдущие попытки менять налоговую систему строились исключительно на запросах чиновников, в обход возможностей экономики и потребностей бизнеса никто не думал. 

Кроме того, значительными резервами для высвобождения фискального пространства может и должна стать доработанная система электронного администрирования НДС. В части автоматического возмещения, а также определения и применения «обычных цен». Все для того, чтобы получить эффективный инструмент борьбы с налоговыми ямами, из-за которых бюджет ежегодно теряет от 50 до 80 млрд грн. В доработке нуждается налогообложение физических лиц предпринимателей на общей системе, а также налогообложение земли и недвижимости. В том числе, пересмотр существующего налога на землю, который крайне несовершенен в своем нынешнем виде.

Необходимо в рамках реформы обеспечить и надлежащее функционирование контроля трансфертного ценообразования. С момента внедрения в 2013 году он так и не заработал, хотя именно этот механизм может остановить массовый вывод капитала в оффшорные зоны. Плюс ко всему, важен переход к предоставлению социального, пенсионного обеспечения и прочих выплат на уровне реального прожиточного минимума и с учетом финансово-имущественного состояния их получателя. Это позволит не только высвободить ресурсы, но и обеспечить социальное равенство.

Впрочем, если верить заявлению замминистра финансов Елены Макеевой, обсуждение продлено до ноября. А значит и у Министерства финансов, и у комитета по налогам и таможенной политике вместе с экспертным сообществом еще есть время на то, чтобы хоть в этот раз реформа не превратилась в банальную имитацию изменений.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK