За первые две недели октября (с 1-го по 16-е) средневзвешенный курс на межбанке просел на 2,5% – гривна чуток подешевела. На наличном рынке 16 октября доллар продавали по 23,2–23,5 грн. Как и прежде, колебания курса не превышают 3%. Объемы торгов на межбанке – ежедневно – в пределах 180–250 млн. долл. Причина устойчивости гривны проста: НБУ жестко контролирует продажу иностранной валюты импортерам. Кроме того, влияет и ситуация на наличном рынке. Ведь в сентябре население продало банкам 214,5 млн. долл., то есть на 166,9 млн. долл. больше, чем в августе. А покупка в сентябре составила 47,6 млн. долл.
Но мы ведь помним, что покупка валюты гражданами продолжается, но только если доллары-евро продают обычно в банках, то покупают в обменниках финансовых компаний (где не очень-то придерживаются ограничений по сумме).
В сентябре НБУ активно выкупал у банков инвалюту – за месяц приобрел 152,3 млн. долл. И все же, международные резервы растут пока очень медленно: за сентябрь – всего-навсего на 1,2%, до 12,77 млрд. долл. И это несмотря на получение Украиной в сентябре извне 522 млн. долл.: 498,7 млн. – от Международного банка реконструкции и развития и 23,9 млн. долл. – от правительства Норвегии. Также поступления от операции swap с центральным банком Швеции составили 500 млн. долл. Впрочем, в НБУ верят в лучшее – глава Нацбанка Валерия Гонтарева в очередной раз заверила, что до конца года резервы вырастут до 18,3 млрд. долл., как это оговорено условиями программы с МВФ. Однако в выполнении этого плана, увы, есть немалые сомнения.
На резервы (а с ними и на курс) сейчас давят два фактора: вопрос реструктуризации внешнего долга и оплата за газ со стороны НАК «Нафтогаз Украины» (в октябре Украина закупает 2 млрд. кубометров).
С внешним долгом ситуация такова: по сообщению премьер-министра, 14 октября достигнуто соглашение с держателями 13-го из 14-го выпусков суверенных и гарантированных государством украинских еврооблигаций на общую суму 14,36 млрд. долл. и 0,6 млрд. евро. Кредиторы согласились на списание 3 млрд. долл. Под большим вопросом остается реструктуризация российских бондов на 3 млрд. долл.
На собрания кредиторов представители РФ не являются. Хотя министр финансов России Антон Силуанов встретился с министром финансов Украины Натальей Яресько в кулуарах заседания МВФ и Всемирного банка Перу, где стороны вроде бы договорились «поддерживать диалог». Не решен пока и вопрос с реструктуризацией еврооблигаций Киева (два выпуска – на 250 млн. долл. со сроком обращения до 6 ноября 2015 года и на 300 млн. долл. со сроком обращения до 11 июля 2016 года).
Еще Киев заявил о техническом дефолте, а глава Минфина г-жа Яресько сообщила, что переговоры о реструктуризации этого долга идут, но условия возможных договоренностей не разглашаются. «Ежегодно Киев платит по этому долгу только процентов на 2 млрд. грн. У нас в этом году нет денег на выплаты, и был наложен мораторий. Это – технический дефолт», – заявил депутат Киеврады, член бюджетного комитета Максим Гапчук.
Учитывая вышеперечисленные факторы риска для гривны, отмена валютных ограничений (ограничения на покупку валюты импортерами и физлицами. – Ред.) Нацбанком откладывается на 2016 год. Глава НБУ Валерия Гонтарева уже сообщила, что ограничения могут быть сняты в середине 2016 года. В то же время, Нацбанк объявил о либерализации валютного рынка. В частности, речь идет о планах по снятию запрета на выведение дивидендов за пределы страны. Также существует вероятность снижения порога суммы обязательной валютной выручки с нынешних 75% до 50%, а вот срок обязательной продажи, скорее всего, останется прежним – 90 дней. Так или иначе, освобождать бизнес и граждан от валютных ограничений будут поэтапно и по чуть-чуть – нынешнее состояние банковской системы и экономики не позволяет делать резких движений.
А курс пока в рамках: средневзвешенный на 2015 год – 21,7.