Владимир Лапа о возможностях агроэкспорта

Владимир Лапа, руководитель Госпотребслужбы о том, почему украинским аграриям так сложно завоевывать рынок Западной Европы.
Владимир Лапа о возможностях агроэкспорта

Процесс вывода отечественной сельхозпродукции на рынок Евросоюза регламентируется целым перечнем европейских директив. Работа эта непростая и многостадийная. Сначала проводится анализ законодательного поля, насколько оно позволяет выполнять требования безопасности ЕС. Если на определенном этапе выявляются несоответствия, наши европейские коллеги дают рекомендации, предложения. Затем, на примере отдельных компаний, проводится оценка имплементации норм законодательства, в ходе которой оценивается также и эффективность работы регуляторных органов. Таких проверок может быть несколько, что в итоге влечет за собой определенные корректировки. И только после того, как органы контроля и бизнес выполняют все озвученные замечания, доказывая соответствие стандартам ЕС, происходит фактический выход на рынок. Поэтому, невзирая на то, что формально Европа для нас уже открыта по многим видам продукции, экспортирует туда только 250 компаний.

Немалую роль играют тарифные квоты. Хотя Украина могла бы поставлять значительно больше такой продукции как томатная паста (она идет под кодом «обработанные томаты»), соков и соковых концентратов, птичьего мяса. Но экспорт за рамками квот невыгоден с экономической точки зрения.

Формально Европа для нас открыта, но экспортирует туда только 250 компаний. В ЕС высокие требования к импорту, и не все производители могут им соответствовать. Кроме того, уже есть инциденты с поставками из Украины некачественной продукции. Но это недопустимо, если мы хотим торговать в Европе без препятствий.

Широкие возможности для экспорта сыров. На них вообще нет ограничений по квотам, но зато присутствуют высокая конкуренция на рынке ЕС (а нужно сказать, что цены на молоко в странах Восточной Европы если и выше украинских, то несущественно). Так что конкуренция на европейских рынках требует серьезной модернизации технического оснащения, производственных процессов, чтобы в полной мере соответствовать требованиям ЕС. А до этого многим украинским компаниям еще очень далеко.

К тому же импорт, который завозится в страны Евросоюза, отслеживается и контролируется. Поэтому иногда даже по той продукции, которая уже допущена на европейский рынок, случаются прецеденты превышения уровня содержания антибиотиков или другие замечания. В итоге, ввоз приостанавливается до выяснения обстоятельств. И если факт нарушения подтверждается, поставки возобновляются лишь после того, как будут устранены все проблемы.

Вообще, переговорный процесс в части тарифов и квот был достаточно тяжелым. Украина является весомым производителем аграрной продукции, поэтому представители ЕС крайне ревностно относятся к допуску наших компаний. Особенно в той части, которая касается так называемых «критических» видов продукции. Это зерновые культуры, мясо, сахар, большой перечень молочных продуктов.

В то же время, если говорить о продукции растениеводства, то в большинстве случаев украинское законодательство совпадает с таковым в ЕС. Соответственно, нашему экспорту «зеленый свет». Только в некоторых странах существуют собственные более жесткие нормы и требования. Например, в Великобритании. По животноводческой продукции мы также уже имеем разрешения на поставку меда, яичного порошка и свежих яиц, мяса птицы.

Внутренняя дерегуляция, которая была запущена в Украине в 2014 году, также сыграла в пользу сближения с рынком ЕС. За полтора года сделано очень много важных шагов, направленных на упрощение разрешительных, сертификационных и лицензионных процедур, что в свою очередь стимулирует предпринимательство, в том числе и в АПК.
Но некоторые шаги в части смягчения требований к работе бизнеса не всегда оправданны. Например, недавно при поставке партии зерна во Вьетнам были обнаружены вредители, которые появились вследствие халатности при проведении фумигационних процедур. И если раньше Госветфитослужба как контролирующий орган имела право проверять выполнение фумигации, то теперь у нее этой функции нет. Поэтому дерегуляция и связанные с ней процессы требуют дальнейшей коррекции, что положительно отразится как на внутреннем рынке, так и на сотрудничестве наших производителей с зарубежными партнерами. 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK