Cоглашение о продаже Сбербанка было подписано 27 марта. 55% его акций будет владеть бизнесмен Саид Гуцериев через частную белорусскую компанию, а 45% акций - российский миллионер Григорий Гусельников – через принадлежащий ему латвийский Norvik Banka. Разумеется, если кандидатуры новых бенефициаров одобрят Нацбанк и Антимонопольный комитет Украины.
Читай также: В Украине прекратят выплачивать пенсии через российские банки
Саид Гуцериев - сын владельца компании Русснефть и группы БИН Михаила Гуцериева, человека, совсем не чуждого банковскому бизнесу. Саид Гуцериев также входит в совет директоров российского БИН банка, который еще весной 2014 года приобрел российскую дочку Приватбанка - Москомприватбанк - за скромные 6 млрд. руб.
Григорий Гусельников, помимо Norvik Banka, владеет британским инвестфондом G2Capital. Что интересно, начиная с 2001 года, Гусельников работал в БИН банке, а с 2008 по 2010 годы являлся его президентом. Так что реально все нити ведут в Лондон, так как Гуцериев старший является гражданином Британии.
Norvik Banka и БИН банк - весомые игроки местных рынков. Norvik Banka занимает седьмое место в Латвии по объему активов (109 млн. евро на 1 марта 2017 года) и пятое - по размеру филиальной сети. БИН банк был основан Михаилом Гуцериевым в 1993 году как оператор особой экономической зоны “Ингушетия”. Сейчас банк занимает 12-е место по активам в РФ - 20,8 млрд долл. на 1 января 2017 года, что примерно вдвое больше крупнейшего украинского банка. У БИНа есть сильный розничный бизнес, его филиалы представлены более чем в 100 городах РФ.
Читай также: Что означают санкции против российских банков в Украине
Фигуранты сделки подробностей пока не оглашают. “Закрытие сделки ожидается в первом полугодии 2017 года после получения одобрений финансовыми и антимонопольными регуляторами соответствующих юрисдикций, включая Латвию и Украину”, - сообщила пресс-служба Сбербанка России. Пресс-служба Norvik Banka от комментариев воздержалась и лишь уточнила, что “…в настоящее время банк занят подготовкой сделки”.
В Национальном банке Украины Деньгам заявили, что НБУ на 27 марта не получал официальное уведомление от потенциальных инвесторов по покупке Сбербанка или документы для получения существенного участия. “Однако, как уже неоднократно отмечалось, Нацбанк поддерживает цивилизованный выход из украинского рынка банков с государственным российским капиталом, в том числе путем их продажи”, - прокомментировали в пресс-служба НБУ.
По предварительным данным, сумма продажи Сбербанка в Украине составила около 130 млн долл, хотя ранее акционеры заявляли о намерении получить за банк от 450-680 млн долл.
Читай также: Названы лучшие банки мира в 2017 году
Такой дисконт объяснить просто. Во-первых, о продаже стало известно уже после введения санкций. Во-вторых, переговоры проходили в условиях массовых протестов: радикалы блокировали отделения банка по всей Украине, выводили из строя банкоматы и прочее имущество.
“Понятно, что это - не обычная коммерческая сделка, а сделка под давлением. Но поскольку власти сами “выталкивали” Сбербанк с рынка, было бы странно, чтобы они ее заблокировали”, - считает Александр Деркач, бывший совладелец Райффайзен Банка Аваль.
По факту новые собственники заплатят гораздо больше, чем 130 млн. долл. (эквивалент 3,5 млрд грн), так как украинская “дочка” почти 1 млрд долл (25,4 млрд грн на 1 января 2017 года) должна материнской структуре. То есть реально “цена вопроса” для покупателя может оказаться равной 28,9 млрд грн. И если соотнести эту сумму с собственным капиталом Сбербанка (на 1 января 2017 года - 3,72 млрд грн), то мультипликатор по сделке составит около 7,7. Если долговую нагрузку не учитывать, то мультипликатор составит около 1,05.
Для сравнения, за купленный в конце декабря 2016 года Универсал Банк его новый владелец Сергей Тигипко, даже с учетом задолженности перед другими банками, отдал 1,4 капитала.
Читай также: Россия не собирается прекращать сотрудничество с Украиной
После завершения сделки новые акционеры Сбербанка намерены сменить его название на Norvik Banka и дальше его развивать. “Приобретаемый банк имеет прекрасную инфраструктуру. В его платформу предыдущим собственником были вложены сотни миллионов долларов. Это - солидное основание для развития и качественного роста проекта”, - говорится в заявлении пресс-службы Norvik Banka со ссылкой на Саида Гуцериева.
Представители Сбербанка уверяют, что смена собственников никоим образом не отразится на клиентах (объем средств физлиц в банке на 1 января 2017 года составлял 11,42 млрд. грн.). Более того, уже в день объявления о продаже радикалы разблокировали отделения, а к вечеру банк отменил и суточные лимиты, которые вводил после объявления санкций, правда, пока не разблокировал лимиты по кредитным картам.
Группа ВТБ, владеющая VTB Bank (Украина), покупателя на него пока не нашла. Но, по словам главы ВТБ (РФ) Андрея Костина, вопрос с украинской “дочкой” решится до конца 2017 года. Это может быть как продажа с дисконтом, так и перевод банка в финансовую компанию.
Читай также: В НБУ назвали банки, которые не попадут под санкции
“Процесс такой конвертации описан в законопроекте № 6010, который был принят в марте 2017 года. Банк уведомляет своих кредиторов о том, что сворачивает деятельность, и должен полностью с ними рассчитаться. Тем, кто требования в срок не подает, банк перечисляет деньги в депозит нотариусу. В итоге, вместо банка мы получим одного нотариуса, который будет отвечать перед всеми вкладчиками ВТБ”, - объясняет суть механизма Леонид Антоненко, экс-директор департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ.
К слову, сделку с БМ Банком, который также принадлежит ВТБ, россияне намерены закрыть уже летом 2017 года.
Олеся Блащук
Смотри также - Как активисты в Одессе блокировали работу Сбербанка: