Бизнес согласен, правительство думает

Тарас Козак, координатор гражданской платформы Нова Країна о том, как налог на выведенный капитал позволит ликвидировать схемы минимизации налоговой базы.
Бизнес согласен, правительство думает
Коллаж: dengi.ua

Экспертная группа по подготовке изменений в Налоговый Кодекс продолжает свою работу. Но есть как хорошие новости, связанные с налоговой реформой, так и не очень.

Начну с печальной. Уже свершившийся факт, что мы не уложились в установленный законом срок, согласно которому все изменения в НКУ должны быть приняты за полгода до начала очередного налогового года. Обидно, но не катастрофа, если удастся проголосовать хотя бы до октября. И это значительно лучше, чем если налоговые правки вносятся в январские праздники и вступают в силу задним числом.

В то же время, главной положительной новостью я бы назвал начало плодотворного сотрудничества между авторами либеральной налоговой реформы (законопроект №3357) и представителями Министерства финансов. В отличие от предыдущего руководства финведомства, Александр Данилюк смог выстроить отношения с председателем налогового комитета ВРУ Ниной Южаниной. Никакой игры амбиций, исключительно профессиональная партнерская дискуссия. Небольшой пример – участникам рабочей группы предоставили доступ к данным по структуре доходов бюджета, финансовым результатам, накопленным убыткам и другой скрытой ранее информации. И из полученной статистики уже можно сделать некоторые выводы.

Например, о том, что крупные компании успешно минимизируют налог на прибыль. Конечно, четко понять механизмы, которыми они пользуются, нельзя, но принцип очевиден – создание задела для неуплаты этого налога в будущем. В итоге, компании с годовым оборотом более 20 млн грн на конец 1-го квартала 2016 года накопили убытков на суммы свыше 1 трлн грн. А это более 50% годового ВВП. И когда некоторые наши оппоненты говорят о "прорехах" в налогообложении через упрощенную систему, надо каждый раз напоминать им эту цифру.

Одновременно, убыточные компании выводят за границу немалые средства. Мы вычислили, что в 2015 году выведенная сумма только пассивных доходов составляла около 100 млрд грн (и это в условиях запрета НБУ на уплату дивидендов!). То есть ни формальные убытки, ни жесткое налоговое законодательство, ни падение экономики не мешает бизнесменам накапливать свои состояния за границей.

Что с этим делать? Традиционно усилить давление? Мы предложили принципиально иную модель. В частности, для компаний на общей системе налогообложения отменить налог на прибыль и заменить его налогом на выведенный капитал (НВК).

Самая главная и принципиальная разница – вместо сложного и противоречивого расчета базы налогообложения, новый налог удерживается только с некоторых операций. В первую очередь это дивиденды или иное распределение прибыли, а также приравненные к ним платежи.

Кроме того, налог не уплачивается, если средства перечисляются на другого плательщика. То есть, пока деньги “крутятся“ в компаниях, налога нет совсем. Поэтому в последние дни отчетных периодов финдиректоры и бухгалтеры не будут искать механизмы минимизации налоговой базы. Модель НВК фактически меняет систему взаимоотношений "бизнес-власть", создавая условия нецелесообразности привычных схем, которые становятся объектом налогообложения. При этом оставление средств в бизнесе и их направление на реинвестиции, расширение производства товаров или услуг, создание новых рабочих мест не будут подлежать налогообложению НВК. А бюджет, вместе с тем, получит поступления от НДС, акцизов, зарплатных налогов.

За последние девять месяцев наш авторский коллектив провел сотни встреч с бизнесом по налогу на выведенный капитал. Мы получили и учли большое количество замечаний и предложений. И сегодня искренне можем сказать – бизнес поддерживает нашу позицию в отношении НВК. Правда, пока в правительственный проект изменений этот налог не попал, идут расчеты доходов бюджета с учетом новой модели. Причем Минфин согласовывает расчеты, проведенные на уровне 2015 года, когда было полное ограничение выплат дивидендов в пользу нерезидентов. Прогнозируемая "дыра", по данным правительства, составляет почти 30 млрд грн. Хотя по нашим подсчетам эта цифра некорректна и на самом деле значительно меньше – 5 млрд грн. Если она вообще есть.

Хочу поблагодарить Татьяну Шевцову - управляющего партнера компании “Капитал плюс“ и члена авторского коллектива законопроекта № 3357, которая выступила соавтором этой колонки.

Тарас Козак



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK