Александр Шемяткин: О перспективах НнВК при новом президенте.

Что будет дальше с президентским законопроектом № 8557 о налоге на выведенный капитал
Александр Шемяткин: О перспективах НнВК при новом президенте.
Коллаж: dengi.ua

Александр Шемяткин, партнер юридической фирмы KM Partners, соавтор законопроекта о налоге на выведенный капитал - о перспективах НнВК при новом президенте.

В преддверии инаугурации нового президента Украины возникает логичный вопрос: а что дальше с президентским законопроектом № 8557 о налоге на выведенный капитал?

Читай также: “ПриватБанк“ признан лидером по показателю прибыльности 1 квартала

Статья 105 закона “О регламенте Верховной Рады Украины“ предусматривает, что все законопроекты, инициированные главой государства и не проголосованные в первом чтении, с момента утраты полномочий президентом считаются отозванными. Поэтому сейчас об НнВК стоит говорить с оглядкой на результаты президентских выборов и в свете предстоящих парламентских выборов.

С продвижением налога на выведенный капитал вновь избранным президентом не все однозначно. Риторика членов команды Владимира Зеленского сводится к тому, что быстрых изменений в экономике ждать не стоит. Это, к сожалению, свидетельствует о том, что ни НнВК в модели законопроекта № 8557, ни снижение нагрузки на фонд оплаты труда там не рассматривают как ближайшую перспективу. За налоговую политику на данный момент отвечает Даниил Гетманцев, который НнВК не приемлет в принципе и три года успешно практиковался в уничижительных эпитетах в отношении всего, что связано с этим налогом. Поэтому есть вполне обоснованные опасения, что члены команды Владимира Зеленского попробуют выполнить его предвыборные обещания, завернув в обложку НнВК совсем другое содержание.

Читай также: Бизнес сможет выводить за рубеж дивиденды на сумму до 12 миллионов евро в месяц - НБУ

В этой связи стоит напомнить, что идеи, заложенные в законопроекте № 8557, прошли сложный путь от концепции до нормативно отработанной модели через рабочую группу при Министерстве финансов, выдержали жесткую критику бизнес-ассоциаций и доработку в администрации президента. Этот законопроект получил широкую поддержку именно потому, что мы слышали обоснованную критику и имплементировали в его текст поправки с сохранением изначальных принципов: простота администрирования, минимум дискреции (минимум возможностей субъективного трактования. - Ред.), экономические стимулы для детенизациии роста ВВП, равные для всех условия налогообложения.

Но, несмотря на то, что на данный законопроект затрачена уйма времени и сил, я, скорее, поддержу сохранение налога на прибыль, чем соглашусь на измененный до неузнаваемости вариант НнВК. Проблема в том, что нарушить достигнутый в законопроекте № 8557 баланс очень легко. Например, между легкостью администрирования и прекращением оттока капитала из Украины, который фактически выводится из-под налогообложения. Кроме того, уже имеем пример, когда Минфин, пытаясь продвинуть применение НнВК только для компаний с годовым оборотом до 200 млн. грн., предлагал усложнить администрирование и ввести между плательщиками НнВК и неплательщиками этого налога контроль по принципам трансфертного ценообразования. И неудивительно, почему авторы законопроекта об НнВК и бизнес категорически выступили против этого.

Читай также: Украина рискует не получить транш МВФ в 2019 году - JP Morgan

Реальные реформы всегда сопряжены с определенным риском и сложностями на первом этапе. Но половинчатые реформы - бич Украины последних лет. Они дают рост ВВП на уровне темпов инфляции, но, по сути, экономика стоит на месте.

Кто бы ни стал движущей силой налога на выведенный капитал, если его цель - реально функционирующий НнВК, он столкнется с лоббистами МВФ-сотрудничества в его худшем варианте. Накануне очередного визита миссии фонда в Украину и в преддверии ожидания очередного транша уже звучат заявления о необходимости подписания нового меморандума с МВФ. Напомню, что действующий меморандум ограничивает суверенитет Украины на внутреннюю налоговую политику. Нагнетание обстановки вокруг макростабильности поддерживается, в первую очередь, дельцами, связанными с торговлей гособлигациями. Однако фактического роста экономике Украины размещение гособлигаций не дает, а реальный сектор, прямо влияющий на увеличение ВВП, просит власть принять и запустить НнВК. В этой связи стоит вспомнить обращение восьми бизнес-ассоциаций с письмом к МВФ осенью 2018 года - они просили не препятствовать налогу на выведенный капитал.

Читай также: Какие банки нарушали нормативы НБУ

В чем можно согласиться с МВФ, так это с тем, что если политики реально хотят внедрить НнВК, то они должны проявить свои серьезные намерения по сокращению расходов бюджета. Причем, представитель новоизбранного президента Александр Данилюк на встрече с бизнесом заявил, что не видит проблем в переговорах с МВФ относительно НнВК, поскольку знает, как и где урезать расходы бюджета.

Действие очередного Меморандума с МВФ заканчивается в феврале 2020 года. Поэтому внедрение НнВК с 1-го квартала 2020 года - вполне реальный сценарий и без согласия МВФ. При согласии МВФ можно замахнуться и на 1 января 2020 года.

При этом речь идет о внедрении НнВК именно в модели, которая заложена в законопроекте № 8557, а также о снижении нагрузки на фонд оплаты труда, которые дадут мощный стимул для роста экономики. Что, кстати, подтверждается расчетами Минэкономразвития.

Александр Шемяткин

Статья из Журнала “Деньги“ №9 от 10 мая 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK