Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев

В 2019 году ВВП в Украине не превысит 2,8%.
Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев

В 2019 году ВВП в Украине не превысит 2,8%, потому что в стране заморожены реформы, а иностранные инвестиции идут преимущественно на покупку гособлигаций. Программа с МВФ пока в стадии “ожидается“. Правительство будет, очевидно, слабым и не особо самостоятельным. Так чего ждем в итоге? 

В конце 2018 года “Деньги“ смоделировали три возможных сценария развития событий 2019 года.

В частности, мы отмечали, что ситуация на Востоке не сможет существенно влиять на экономику страны. А также высказали надежду, что Россия не пойдет на эскалацию из-за довольно жесткой позиции Запада и поддержки Украины международными партнерами. Кроме того, по нашему мнению, не ожидалось в 2019 году активное проведение любых реформ – двойные выборы обеспечили стране реформы только на телевизионных ток-шоу и на придорожных предвыборных билбордах.

Ни налоговой, ни земельной, ни реформы судебной системы в 2019 году мы не ожидали и, по-прежнему, не рискуем ожидать. Уже сейчас понятно, что напрочь заморожен и план приватизации. Ну и, конечно, иностранные инвестиции в Украину в 2019 году не потекут рекой.

Читай также: В Кабмине заявили о самом низком показателе теневой экономики за 10 лет

К счастью, как мы и предполагали, не реализован и самый негативный из прогнозируемых сценариев – “Все жестко“. В результате реализации жесткого сценария могли быть отодвинуты выборы, запущена необеспеченная эмиссия, усилены налоговое и административное давление на бизнес, а гривна могла бы девальвировать дальше 32 грн./долл. В то же время, и самый оптимистичный, но средний по вероятности сценарий также не реализован – нет бурного роста экспорта по сравнению с 2018 годом, нет притока иностранных инвестиций в реальный сектор (займы госкорпораций не в счет, ниже есть о том, почему это так), нет проведения медицинской (только не надо о Супрун, да?), образовательной, земельной и других реформ. И до конца 2019 года не предвидится. И чего теперь ждем от второго полугодия 2019-го?

Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев
Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев / Коллаж: dengi.ua

  • Реалистичный сценарий

Как уже было отмечено, ключевыми триггерами для Украины в 2019 году стали выборы президента и парламентские выборы. Причем, немаловажно и то, что если в прошлом году парламентские выборы были запланированы на октябрь-2019, то после президентских все было “переиграно“ – выборы назначены на 21 июля (за два дня до этого номер “Денег“ отправился в типографию).

Заметные реформы для экономики страны в первом полугодии 2019 году? Только реформа энергетики – открыли с 1 июля 2019 года оптовый рынок электроэнергии. С одной стороны, переход к рыночной модели энергорынка должен радовать – европейские страны уже давно живут именно с открытым рынком (цены не регулируются, а управляются рынком). С другой стороны, как обычно это бывает в наших реалиях, модель рынка была искривлена попыткой удержать рост цен для населения и сохранением монополий.

Читай также: Нацбанк назвал “плюсы“ торговой войны Китая и США

Для удержания цен на мелкорозничном рынке в Кабмине согласовали постановление о спецобязательствах – возложили на НАЭК “Энергоатом“ компенсацию тарифа для населения (PSO). В результате, как отметил глава “Укрэнерго“ Всеволод Ковальчук, тарифы для промышленных потребителей уже за первые 10 дней работы нового рынка подпрыгнули на 30%.

“Если мы посмотрим на реальные цифры первой декады, то рост цены для промышленных потребителей гораздо выше ранее озвученных прогнозов правительства на уровне 6,8% (мы и регулятор прогнозировали на уровне 40% и 42%). Фактический рост цены для промышленных потребителей, присоединенных к сети “Укрэнерго“ или присоединенных по первому классу напряжения ОСР, в первой декаде июля составляет 30%. И тенденция пока заключается в том, что эта разница будет продолжать расти, если не внести определенные изменения“, – отметил Всеволод Ковальчук.

Впрочем, Кабинет Министров считает расчеты НЭК “Укрэнерго“ некорректными.

“Заявление руководства госпредприятия НЭК “Укрэнерго“ якобы о росте на 30% стоимости э/э для промышленных потребителей из-за запуска нового рынка э/э являются некорректными“, – так на своем портале Кабмин фактически обвинил Укрэнерго в манипулировании и лжи.

В Кабмине заявили, что расчет Укрэнерго базируется на результатах торгов э/э на Украинской энергетической бирже (УЭБ), во время которых ценовое предложение было равно цене э/э в момент пиковых нагрузок – 2,375 тыс. грн./МВт-ч, что некорректно и не соответствует реальной ситуации на рынке: “…это предложение, как оказалось, было ситуативным и не поддержано рынком. Продавец э/э ПАО “Центрэнерго“ снизил цену до средневзвешенной, и в первые семь дней функционирования рынка “Центрэнерго“ продавало э/э по средневзвешенной цене 1599 грн./МВт ровным графиком“. Более того, в правительстве полагают, что анализ данных позволяет говорить о дальнейшем снижении цены Центрэнерго в ближайшие месяцы чуть ли не до 1,3 тыс. грн./МВт-ч.

В свою очередь, член НКРЕКУ (Нацкомиссия по регулированию рынка энергетики и коммунальных услуг)  Елена Антонова 16 июля заявила, что в августе для малых небытовых потребителей регулируемый тариф снизится на 4–6%, в зависимости от класса потребителя.

Читай также: “Полный штиль“: Как менялись цены в Украине в июне-2019

Почему цены на электроэнергию так важны – очевидно: затраты на нее имеют высокий удельный вес в себестоимости практически любой продукции. И если цена электроэнергии для промышленности продолжит расти в августе-сентябре, то цены в стране вырастут резвыми темпами, инфляция превысит даже наш прогноз (9,5–12%), а не только прогноз НБУ (6,3%).

После президентских выборов и активного начала парламентской кампании стало понятно, что приход в Верховную Раду популистского большинства неизбежен. Ожидания базируются на оценке ряда заявлений президента Владимира Зеленского и представителей его партии (которая, согласно соцопросам, получит не менее 40% мест в парламенте, но сюрпризы возможны). Например, президент озвучил обещание найти способы снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

“Мы уже снизили тарифы на 12%, мне кажется, в целом. Этого мало, но это – первый шаг. Будем помогать“, – отметил президент, добавив, что также есть идея предоставить возможность не платить за коммунальные услуги малообеспеченным пенсионерам в возрасте от 70 лет.

Что этот популизм означает для экономики? Не слишком хорошие последствия в виде отсутствия дальнейших реформ, формирования популистского бюджета с существенными соцрасходами на 2020 год, продолжения регулярной подпитки госфинансов масштабными выпусками ОВГЗ. При этом, вероятнее всего, НБУ не будет спешить снижать учетную ставку – до конца 2019 года ставку со скрипом могут снизить на 0,5–1 п. п. – до 16,5–17% годовых.

Торги при формировании коалиции и склоки вокруг кресел в Кабмине – процессы неизбежные. Ситуация может оказаться патовой – если пропрезидентская партия возьмет не более 40%, ей придется искать сразу двух компаньонов в коалицию. Что при той конфигурации проходной шестерки, которую рисуют соцопросы, есть задача не из простых. Если ее решить не удастся, но и повторные внеочередные выборы замаячат на горизонте. И тогда нынешний Кабмин продолжит свою работу в статусе и. о. – без серьезных полномочий, без перспектив быстро принять закон о госбюджете и восстановить сотрудничество с МВФ. Но будем осторожными оптимистами и понадеемся, что коалиция состоится, и в нее войдут не только популисты.

Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев
Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев / Коллаж: dengi.ua

Читай также: Экономический прогноз: Что будет с гривной

Антикоррупционные процессы? Они в 2019 году, как и в 2018-м, идут крайне вяло и неуверенно – не помогло ни принятие законов в этой сфере, ни создание специальных антикоррупционных прокуратуры и суда. Антикоррупционный суд, который, как посулил президент, начнет работу в начале сентября – это пока только проект с неочевидной эффективностью. Будем наблюдать за его работой.

Даже если (когда) коалиция будет сформирована, это отнюдь не гарантирует принятия важнейших для Украины законов.  Именно поэтому наиболее реалистичным сценарием является наш первый сценарий “Тянемся к росту“. Этот сценарий не предвещает ни крутых поворотов в политике, ни четких шагов в экономике, ни форс-мажоров, способных привести к резкому снижению ВВП.

В то же время, мы еще немного надеемся, что частично в конце 2019 года может начать реализовываться наш самый добрый сценарий “Превзойти ожидания“. Если не в части разрешения ситуации на Востоке, то, по крайней мере, в части формирования реалистичного бюджета, принятия важных законопроектов и активного сотрудничества с МВФ и ключевыми кредиторами. Довольно низкой вероятностью, по нашему мнению, обладает сценарий “Не получилось“, в котором мы рассмотрели реализацию ключевых риск-факторов для страны и экономики (включая эскалацию на Донбассе и вынужденную реструктуризацию внешнего долга). 

  • ВВП – 2,5%

Первое полугодие 2019 года прошло под девизом “кандидаты обещают“. Двойные выборы обеспечили низкий уровень внимания к реальным потребностям страны и реформам, рост ВВП, который по итогам 2018 года вырос на 3,3%, заметно затормозился. Уже весной появились пересмотры прогнозов.

В частности, ЕБРР ухудшил прогноз украинского ВВП по итогам 2019 года с 3% до 2,5%. В МЭРТ посчитали, что ВВП по итогам года вряд ли будет выше 2,7%. А в Нацбанке согласны с прогнозом ЕБРР – прогнозируют ВВП на уровне 2,5%. Впрочем, экономика все же растет. По итогам первого квартала рост ВВП – 2,5% (данные Госстата). Но темпы роста, увы, существенно меньше, чем в 2018 году, когда в первом квартале ВВП вырос на 3,3%. В НБУ говорят, впрочем, что готовы улучшить свой прогноз на второй квартал-2019.

“Два фактора – сильный внутренний спрос и хороший урожай – будут способствовать пересмотру прогноза ВВП“, - отметил заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб.

Читай также: За 4 месяца объем вкладов населения сократился у 8 банков

По его мнению, способствовать росту экономики будут несколько факторов, в частности, высокие цены для украинского экспорта – руды и зерна, снижение стоимости газа, высокий прогноз по будущему урожаю.

“Мы закладывали в прогноз урожай в 66 млн. тонн зерновых. Сейчас мы эту оценку пересматриваем, так как видим большие шансы (это не только наше мнение, но и мнение других прогнозистов), что Украина может собрать урожай еще больший, чем в прошлом году (70,1 млн. тонн)“, – считает Дмитрий Сологуб.

Прогноз по инфляции от НБУ – 6,3% по итогам 2019 года. Однако в МЭРТ прогнозируют инфляцию 7,6%. По нашему мнению, ВВП в 2019 году действительно может вырасти на 2,5–2,8%, однако цены удержать вряд ли получится – новый отопительный сезон и перспективы девальвации существенно повлияют на цены внутренних производителей. И потому по итогам года инфляция может составить, как минимум, 9,5%.

Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев
Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев / Коллаж: dengi.ua

  • Первые полгода

В нынешнем прогнозе мы исходим из тех данных, которые есть по состоянию на июль-2019. Один из них – рост экспорта, который идет хоть и не слишком резвыми темпами, но все же весьма ощутим (даже если смотреть на валютный рынок, где летом-2019 гривна укрепляется). По данным Госстата, за январь-май объем экспорта вырос на 6,8% – до 20,9 млрд. долл. (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). Импорт также вырос – до 23,5 млрд. долл. (на 9,3%). Негативное сальдо (январь–май) увеличилось на 27,4% – до 2,6 млрд. долл. (в январе–мае 2018-го – 2,06 млрд. долл.).

Еще один важный фактор – это промышленное производство. С ним все сложно. Индекс промпроизводства, по данным Госстата, за январь–май – всего 0,9%. Причем, по добывающей промышленности рост – 2,3%, по перерабатывающей – 1,1%, а по металлургии – на 3,4%. Ощутимо выросло производство масел и жиров – 12,8%, а также какао и шоколада – 14,5%, фармпродукции – 12,5%. А вот индекс по текстильному производству упал на 6,5%, по производству химических продуктов – на 1%, по машиностроению индекс сократился на 2,4%.

Причина? Торможение инвестиций в основной капитал. Бизнес еще весной негативно оценил влияние политики на экономику.

Читай также: Мировая экономика выпала из тренда развития - эксперт

Оборот розничной торговли в январе–мае-2019 вырос на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года – до 412,7 млрд. грн. Ожидаемо растет и строительство в 2019 году. По данным Госстата, объем произведенной строительной продукции в январе–мае 2019 – 51,8 млрд. грн., тогда как в январе–мае 2018 года – 37,2 млрд. грн. Причем, объем построенного жилья вырос на 27% – до 25,7 млрд. грн.

Ожидаемо почти не изменился объем прямых иностранных инвестиций. По данным Госстата, на 1 апреля прямые инвестиции (в акционерный капитал) составили 32,92 млрд. долл. Это всего на 45,5 млн. долл. больше, чем ПИИ на 1 января 2019 года. С учетом темпов инфляции – инвестиции уменьшаются.

Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев
Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев / Коллаж: dengi.ua

  • Валюта и долг

Объем международных резервов сократился за январь–май на 1,4 млрд. долл., или 6,7% – до 19,4 млрд. долл. Однако уже в июне Нацбанку удалось нарастить резервы на 1,2 млрд. долл. – до 20,6 млрд. долл. Помогли размещение правительством в июне ОВГЗ и выпуск еврооблигаций. По данным НБУ, в сумме привлекли 1,61 млрд. долл., в том числе от размещения еврооблигаций – 1 млрд. евро., от ОВГЗ – 325,8 млн. долл. и 148 млн. евро. Кроме того, чистая покупка Нацбанком валюты на межбанке в июне составила 322,3 млн. долл.

По данным Министерства финансов, Украине во втором полугодии 2019 года еще предстоит выплатить по внешнему долгу 4,01 млрд. долл. – на его обслуживание и погашение. Также немаленькими выглядят платежи по внутреннему долгу – ОВГЗ, номинированным в инвалюте, – 2,09 млрд. долл. То есть если оценивать суммарне платежи по госдолгу в валюте, то они в июле–декабре составят 6,1 млрд. долл.

Вычитаем из примерно 22 миллиардов долларов резервов (с учетом привлечений валюты в июле) неизбежные 6 миллиардов долларов выплат и получаем снижение резервов до 16 миллиардов, и это без учета негативного сальдо торгового баланса, которое ожидается не менее 2 млрд долл. во втором полугодии.

Читай также: Почему украинцы становятся беднее при условии экономического роста - эксперт

Без поступления новых траншей от международных кредиторов выполнить график платежей правительству (новому или старому ИО) будет сложно. То есть нужны средства по программе МВФ, а также займы от Евросоюза. Как программа минимум. Однако с МВФ все откладывается до осени. Ведь там ясно дали понять, что вернутся к обсуждению новой программы не ранее, чем будет сформировано новое правительство. Еще одним немаловажным вопросом в продолжении сотрудничества с фондом является, кто все же станет новым директором-распорядителем МВФ, ведь прежний директор Кристин Лагард подала в отставку с поста, поскольку ей готовят пост главы Европейского центробанка. Именно с Лагард связана реализация всех последних программ с МВФ – с ней напрямую не раз обсуждались вопросы траншей и реформ предыдущими правительствами и экс-президентом Петром Порошенко. Новый директор МВФ может и не обладать такой лояльностью к стране, которая постоянно откладывает проведение реформ.

А что Евросоюз? В начале июля появилась информация, что Европейский Союз готов выделить Украине очередной транш Четвертой программы макрофинансовой помощи (кредита) в размере 500 млн. евро после выполнения необходимых условий. В частности, среди таких условий директор директората Европейской комиссии по вопросам соседства и переговоров по расширению ЕС Кристиан Даниэльссон назвал, естественно, подписание программы с МВФ, а также закона, предусматривающего борьбу с отмыванием денег, закона об авторизированном экономическом операторе (АЭО), а также функционирование системы автоматической системы поверки е-деклараций, выполнение закона о рынке электроэнергии и принятие среднесрочного плана реформирования налоговой и таможенной служб.

Минфин, конечно, будет искать новые возможности привлечения за рубежом денег от частных кредиторов. Вот только уже к середине июля, благодаря успешному аукциону по размещению ОВГЗ 16 июля план по заимствованиям, заложенный в законе о госбюджете на 2018 год, уже перевыполнен. Что делать? Вносить правки в действующий закон о госбюджете, конечно. Но, упс! Верховная Рада распущена, а новая еще должна: а) избраться; б) сформировать правящую коалицию.

Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев
Макропрогноз-2019: Что ожидает украинцев / Коллаж: dengi.ua

Тем временем валютный рынок пока в стадии «до осени далеко». Благодаря существенному притоку валютной выручки от агроэкспорта и подорожанию железорудного сырья на внешних рынках, гривне за 1–17 июля удалось укрепиться на 1,6% – до 25,86 грн./долл. А всего, по сравнению с началом января, гривна, по состоянию на 17 июля, укрепилась на 6%. На руку нацвалюте сыграли и другие факторы – это сезонное снижение активности импортеров наряду с активным выкупом ОВГЗ нерезидентами. Всего за месяц (с 18 июня по 17 июля) нерезиденты приобрели госбумаг на сумму 15,9 млрд. грн., а, в целом, с начала года объем ОВГЗ у нерезидентов вырос с 6,35 млрд. грн. до 64,89 млрд. грн. Председатель правления Пиреус Банка Сергей Наумов считает, что укрепление курса гривни ниже отметки в 26 грн.  за долл. обусловлено сезонностью, покупкой нерезидентами ОВГЗ, низкой гривневой ликвидностью на корсчетах банков и инвестициями в политическую кампанию. Но сценарий – в дальнейшем снижение курса Наумов не отбрасывает. «Ожидания падения гривны в июле могут такое падение и спровоцировать. На курс также может влиять ситуация, которая сложится после парламентских выборов, связанная с формированием нового правительства, и, как следствие, новой экономической политики», – отметил Сергей Наумов.

Действительно, дальнейшая ситуация на межбанке тесно связана с несколькими факторами, среди которых – итоговая коалиция и новое правительство, подписание новой программы с МВФ, формирование бюджета-2020, приток валютной выручки и цены на энергоносители в новом отопительном сезоне (что сильно повлияет на спрос на межбанке). Пока гривне везло (сказалась и благоприятная ситуация на внешних рынках для украинского экспорта), но осенью-2019 вектор неизбежно изменится в сторону девальвации до 26,5–28 грн./долл., и это если новое правительство не наделает ошибок.

Наталия Богута

Напомним, за 8–19 июля гривна на межбанке просела на 0,9% – до 25,84 грн./долл. 


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook  

Смотри также - Экономический прогноз 2019 для Украины от Виктора Скаршевского (Киев)

 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK