Дерегуляция бизнеса не мешает чиновникам брать взятки

Чиновникам в органах местной власти уже перекрыли несколько источников поборов с предпринимателей. Но коррупция все равно продолжает процветать там, где дело касается аренды земли и коммунального имущества, землеотводов и размещения наружной рекламы.
Дерегуляция бизнеса не мешает чиновникам брать взятки
depositphotos.com

Дерегуляция бизнеса и внедрение электронных сервисов в госструктурах не так уж и мешают чиновникам на местах брать взятки. Да, коррупции в органах местного самоуправления за последние год-полтора стало меньше. По крайней мере, получить различные выписки, извлечения из реестров, мелкие разрешительные документы можно без сложностей и без неофициальных платежей. Многие из них вообще удобнее заказать в Интернете, через Дом Минюста или портал iGov.

Но никуда не делись поборы с предпринимателей, особенно при проведении проверок, а также в связи с получением разрешений, согласований и тому подобных актов, для которых нужно “экспертное мнение чиновника“.

В целом, схемы стали изысканнее, хотя принципиально нового не изобретают. Чаще всего все выглядит вполне легально – ну не удастся пройти круги разрешительного ада, если пакет документов подготовлен кем-то, а не “аккредитованной“ фирмой. Или за счет процессуальных крючков создаются “бутылочные горлышки“, через которые не проскользнет никто, кроме договорившихся заранее.

Тем не менее, хорошие новости тоже есть.

Читай также: Коррупция-2019: Сколько в Украине дают “на лапу“

  • С землей и розетками – полегче

Постепенно отмирает взяточничество в сфере аренды государственных земель сельхозназначения, поскольку земельные аукционы постепенно переходят в онлайн. Правда, еще не полностью, так как пока для этого нет полной законодательной базы. Но по данным госпредприятия СЕТАМ, которое управляет платформой OpenMarket, в период с сентября 2018 года по май 2019 года в Украине состоялось 1037 электронных земельных аукционов на общую сумму 79,18 млн. грн., на которые были выставлены участки площадью 43 тыс. га.

Стало меньше взяток и при подключении небытовых потребителей к электросети. Благодаря тому, что Национальная комиссия, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, утвердила методику расчета стоимости нестандартного подключения и тарифы. Поэтому облэнерго теперь не имеет возможности рисовать суммы за подключение с потолка. Да, коррупция в этой сфере полностью не исчезла. Но если года два-три назад за нестандартное присоединение бизнес иногда платил и 15–20 тыс. долл., то сейчас такие взятки – большая редкость, и подключиться можно гораздо дешевле, за пару тысяч долларов, а порой и вовсе без поборов.  

Читай также: Кассовая борьба: Кто давит бизнес проверками расчетно-кассовой дисциплины

  • И все же мзду берут

В то же время, получить землеотвод для несельскохозяйственного участка, сменить целевое назначение земельного участка, разместить торговую точку или наружную рекламу без мзды практически невозможно. Причем, аппетиты чиновников и представителей коммунальных предприятий, которые занимаются выдачей разрешений на рекламу, выросли, и суммы взяток за предыдущий год увеличились минимум на 10–20%.

То, что земельные аукционы постепенно перекочевывают в электронный формат, безусловно, хорошо. Но так как многие торги по-прежнему проводятся по старинке, офлайн (информацию о них можно найти на сайте http://torgy.land.gov.ua/auction), возможности для коррупции все равно остались.

Победителей на аукционах определяют местные власти – представители городских или сельских советов, которые сдают землю в аренду и попросту предлагают участникам купить победу. Сумма взятки может быть привязана к нормативной денежной оценке участка, и составлять 10–20% НДО. В среднем это – от 500 до 1500 долл. Но когда речь идет о каком-то особо лакомом участке, размер взятки может вырасти в несколько раз. Есть зафиксированные правоохранителями случаи, когда чиновники за победу в земельном аукционе требовали с предпринимателей до 10 тыс. долл.

Похожая схема применяется и в аукционах по сдаче в аренду коммунального имущества, прежде всего недвижимости. Там пока никакого онлайна (первые аукционы на ProZorro появились только в 2019 году, и то точечно), поэтому местные власти особо не скромничают и за победу берут от пары сотен до 1–1,5 тыс. долл.

Но даже за взятку пробиться в число победителей не всегда удается. При городских и областных администрациях пасутся прикормленные компании, часто связанные с местным чиновниками. Именно они арендуют коммунальную недвижимость за копейки, а затем уже сдают ее в субаренду предпринимателям раз в десять дороже.

“Также аренда земельных участков и коммунального имущества сопряжена с взятками за получение разрешения от Фонда госимущества, который курирует все вопросы, связанные с арендой имущества, принадлежащего государству, и от него зависит финальное решение о передаче земельного участка в аренду“, – предупреждает Андрей Тарасов, управляющий партнер юридической компании “Тарасов и партнеры“.

Читай также: Час расплаты: Детективы САП уличили во взятке экс-служащих “Укргаздобычи“

  • Отвод со сложностями

Землеотвод, без которого предприниматель не сможет вести бизнес на выбранном участке земли (например, открыть магазин или автомойку), сопряжен с бюрократической волокитой и с разрешительными процедурами. Так что без взяток здесь не обходится.

Для того чтобы получить землеотвод, предприниматель контактирует с Госгеокадастром, с департаментом земельных ресурсов в органах местного самоуправления, с Государственной архитектурно-строительной инспекцией, с санитарно-эпидемиологическим контролем Госпотребслужбы. Поэтому неудивительно, что оформление прав на земельный участок может тянуться месяцы.

Ускориться? Можно. За взятку в размере до 10 тыс. долл. И деньги, кстати, совсем необязательно тыкать прямо чиновникам. Есть немало компаний, которые возьмут на себя эту волокиту. Ну а предприниматель от этого выиграет: переложит беготню по кабинетам на чужие плечи и получит в итоге желаемое.

Смена целевого назначения земельного участка – тоже процесс сложный. Для этого нужно разработать проект землеустройства, обратиться с этим проектом в органы местной власти (городской или сельский совет), получить положительное решение, после этого подать заявление в Госгеокадастр о внесении изменений в сведения о земельном участке и зарегистрировать права на землю. Все это долго и мучительно. К тому же, если с документами на землю будет что-то не в порядке, местные власти добро на смену целевого назначения не дадут. Так что придется решать вопрос за взятку в несколько тысяч долларов.

Читай также: Янукович “отмыл“ 3,7 млн евро через Swedbank - СМИ

  • 90-е возвращаются

Никуда не исчезла коррупция при размещении временных торговых точек, в том числе передвижных объектов торговли. Согласно приказу Министерства внешних экономических связей и торговли от 8 июля 1996 года № 369, к ним относятся пункты некапитальной застройки (киоски, ларьки или так называемые МАФ), а также автомагазины, автокафе, лавки-автоприцепы и т. д.

Главная сложность в том, что полного перечня документов для получения разрешения на торговую точку не существует. Поэтому порядок его выдачи зависит от решения и фантазии местных властей, которые могут затребовать от предпринимателя паспорт привязки временного сооружения и санитарный паспорт на транспорт, который перевозит продукты, оборудовать уголок покупателя, завести санитарный журнал, снабдить работников медицинскими книжками.

И то, полное соответствие пожеланиям местных властей не гарантирует, что чиновники одобрят размещение торговой точки. Почему? Потому что большинство участков для торговли (особенно в крупных городах) уже давно розданы прикормленным фирмам или тем предпринимателям, которые подсуетились и сразу дали на лапу. Поэтому можно, конечно, попытаться получить разрешение своими силами. Но шансы мизерные. А вот если заплатить тысячу долларов или около того, вероятность застолбить место гораздо выше.

Правда, не стоит забывать, что и законно размещенную торговую точку могут в любой момент снести или эвакуировать. За спокойствие тоже нужно дать взятку. Причем, в некоторых случаях предпринимателей просто вынуждают платить за возможность работать, угрожая прикрыть их бизнес по формальным причинам или задавить его проверками.

В Киеве годовая такса за "крышу" для торговой точки составляет 10–20 тыс. долл. За эти деньги можно купить место, вообще не оформляя на него разрешение. Хотя и это не панацея, так как во многих городах власти давно объявили борьбу с МАФами и другими торговыми точками, которые размещены без документов или с нарушениями. Так что рано или поздно несанкционированный объект все равно уберут.

Читай также: Экс-супруга и пасынок намерены отсудить 5 миллиардов евро у Фирташа - СМИ

  • Наружка – по двойному тарифу

По-прежнему у предпринимателей масса сложностей с наружной рекламой. И речь не только о крупных площадях – билбордах и рекламных полотнах на зданиях. Получить разрешение на такую поверхность без взятки невозможно в принципе.

Даже разместить информационную или рекламную вывеску рядом с собственным офисом либо магазином – целое приключение. Информационная вывеска – это поверхность площадью до 2 кв. м, которая содержит ФИО предпринимателя/название компании, торговые знаки, информацию о видах деятельности, время работы. На нее необходимо оформить паспорт. Его выдает управление по вопросам рекламы в органах местного самоуправления. По закону такой паспорт предпринимателю обязаны выдать в течение 15 дней. Но в реальности процесс затягивается до месяца, а то и двух. Еще и отказать могут. Например, не понравится макет или то, как вывеска размещена на здании. Решить эту проблему можно за несколько сотен долларов.

Внешняя реклама вызывает, как было сказано, еще большее сопротивление. Рекламную площадь необходимо согласовывать с местными властями: в управлении рекламы, в управлении по вопросам охраны культурного наследия, в управлении архитектуры. Еще потребуется одобрение поставщика электроэнергии и владельцев инженерных сооружений.

Читай также: НАБУ: Деньги коррупционеров спрятаны в 65 странах

При этом собрать документы и пройти разрешительные процедуры необходимо в течение трех месяцев. Иначе все придется начинать с самого начала. Разумеется, если действовать по закону, уложиться в эти сроки крайне сложно. Но 1–2 тыс. долл. взятки кардинально меняют дело и очень помогают получить разрешение на внешнюю рекламу без проволочек.

Впрочем, впоследствии предприниматель может столкнуться с еще одной проблемой. Его рекламу в какой-то момент просто демонтируют. И повод для этого найдут. Пришлют инспектора, который решит, что рекламный носитель портит городской пейзаж или мешает прохожим на улице.

На самом деле, это еще один вид вымогательства, который становится все более популярным. Например, в столице горадминистрация проводит политику сокращения количества внешней рекламы. Поэтому хозяев рекламных носителей ставят с фактом: либо “решай вопрос“ и твою рекламу не тронут, либо она пойдет на демонтаж.

Чем заканчивается отказ решать вопросы? Например, как описывает Сергей Река, младший юрист компании Investment Service Ukraine: “За возврат рекламных носителей в случае их изъятия предприниматели, как правило, платят от 200 до 400 долл“.

Напомним, прокурорская семья потратила на отдых сумму, которая в разы превышает средства, указанные в декларации.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook 

Смотри также - Задержание патрульных полицейских на взятке которые систематически вымогали деньги с водителей!



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK