В 2021 году банкам для выживания необходимо будет искать свою нишу, пересматривать операционные расходы, совершенствовать политику управления активами и пассивами, адаптировать свои клиентские и кредитные политики под новые рыночные условия.
Спад в экономике, усилившийся в связи с пандемией COVID-19, не позволил банкам рассчитывать на привычную прибыльность. Это подтверждается и данными Нацбанка – за десять месяцев 2020 года банки получили 39,8 млрд. грн. прибыли, что на 23,4% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Как следствие, рентабельность активов банков за десять месяцев карантинного года упала с 4,26% до 2,99%, а рентабельность капитала – с 33,45% до 23,22%.
А для полноты картины стоит учесть, что больше половины прибыли всей системы получил один банк – национализированный ПриватБанк. И вдогонку: значительную часть доходов этого банка обеспечивают вложения в депозитные сертификаты НБУ и в ОВГЗ, внесенные в его уставный капитал государством.
А что расходы? Они у банков растут быстрее доходов. Главным образом из-за резервирования под кредитные риски. За первые десять месяцев банки сформировали резервы в размере 23,3 млрд. грн., что в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Это перекрыло всю экономию от массированного развития дистанционных сервисов, увы.
Уровень неработающих кредитов в банковской системе снизился за девять месяцев 2020 года с 48,36% до 45,62%, но он по-прежнему чрезмерно высок. Этот груз висит на ногах и позволяет перезапустить активное кредитование.
Из-за того, что банки имеют в своих портфелях значительные объемы проблемных кредитов, они были вынуждены повысить требования к потенциальным заемщикам и их проектам. Как результат, клиенты констатируют: при рассмотрении кредитных заявок банковские специалисты зачастую занимают весьма жесткую позицию.
А тут еще и 2020 год принес снижение экономической активности и потерю доходов у значительной части заемщиков. Это стало причиной ухудшения качества кредитных портфелей. Банки вынуждены признавать убытки и формировать дополнительные резервы, о которых упоминалось выше. Введенные законом кредитные послабления для заемщиков – вроде и неплохо для бизнеса в трудное время. Но они обернулись многочисленными случаями, когда такими льготами злоупотребляют. И отсюда – рост проблемных кредитов.
Пандемия и связанный с ней карантин заметно снизили спрос бизнеса и физических лиц на новые кредиты. Банки жалуются на нехватку платежеспособных клиентов и конкурируют между собой за проверенных кризисом заемщиков с положительной кредитной историей. Как результат, кредитный портфель банков за 9 месяцев 2020 года вырос всего на 2%.
Текущий год стал рекордным по падению уровня ставок по депозитам и кредитам. Мы еще не достигли европейских цифр, но процесс идет и уже привел к существенному сокращению маржи банков.
Снижение учетной ставки НБУ до исторического минимума 6% годовых также существенно сократило доходы банков по вложениям в ОВГЗ и депозитные сертификаты Нацбанка.
Все это заставляет банки искать новые источники для заработка. Особых успехов в этом пока нет – мало качественных заемщиков, как уже было сказано. А наращивать комиссионные доходы до бесконечности просто невозможно. Причем, невозможно еще и потому, что вступившие в силу в апреле 2020 года новые требования финансового мониторинга откровенно отпугивают частных клиентов.
Выросло количество жалоб на неправомерные действия банков, на слишком жесткую трактовку законодательства и ограничение операций – все это было вызвано чрезмерно агрессивным и буквальным следованием нормам нового закона о финмониторинге.
Экономика отреагировала бурно: объем денежной массы, которая находится в обороте вне банков, за девять месяцев 2020 года вырос более чем на 23%.
Еще одни трендом 2020 года стало, как уже было сказано, углубление диджитализации банковских и финансовых услуг. Клиенты становятся все более требовательными к уровню обслуживания, хотят иметь доступ к своим средствам 24/7. Чтобы предоставить такие возможности и сохранить клиентскую базу, банки вынуждены инвестировать в развитие собственных цифровых технологий.
Классические банки ощущают усиление конкуренции со стороны необанков (банков без отделений) и финтех-компаний, расширяющих перечень сервисов и продуктов. На рынке появляются новые игроки. Например, заявила о своих намерениях получить лицензию на проведение банковских операций Укрпошта.
Развитие онлайн-сервисов сопровождается оптимизацией сетей банковских отделений. За девять месяцев 2020 года банки сократили свои филиалы на 8%. Это дополнительно подтолкнет клиентов к активному переходу на удаленные каналы обслуживания. И чем сильнее клиент будет настаивать на персональном сервисе, тем дороже для него будет обходиться такая услуга или операция.