Глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина 28 февраля опубликовала законопроект о Национальном бюро финансовой безопасности (НБФБ), который был разработан по поручению президента Петра Порошенко. Документ пока что в Раду не внесен, но уже бурно обсуждается.
Сам президент упомянул об этом законопроекте на пресс-конференции 28 февраля и пообещал, что НБФБ станет именно тем органом, который защитит бизнес. “Созданием этого бюро как аналитической структуры мы отрежем другие силовые структуры от пастбища, на котором они уже десятилетиями доят украинский бизнес. На пушечный выстрел после принятия этого закона нельзя будет подойти никому к налогоплательщику. Неуплатой налогов будет заниматься только это бюро“, – заявил Петр Порошенко. Отлично, что по этому поводу в законопроекте?
Второе дыхание
Нацбюро финансовой безопасности – это очередная попытка властей придумать замену налоговой милиции. Напомним, что в течение 2017 года Министерство финансов занималось разработкой законопроекта о Службе финансовых расследований.
Читай также: Александр Крамаренко: Смотрим шире
Этот орган должен был получить минимум силовых функций и максимум аналитических. Планировалось, что Служба финрасследований будет осуществлять удаленный контроль и мониторинг налогоплательщиков, получит доступ к информационным ресурсам и базам данных других госорганов, а ее сотрудники будут персонально отвечать за нарушения и злоупотребления.
Тем не менее, Национальный совет реформ забраковал концепцию СФР, а вместо нее Порошенко осенью 2017 года поручил профильному комитету разработать альтернативный законопроект.
На первый взгляд, НБФБ – это аналог минфиновской Службы финрасследований. “Бюро получит мощное аналитическое подразделение и доступ к множеству государственных баз данных, что позволит проводить качественный анализ угроз в сфере публичных финансов и даже анализировать законодательные акты и законопроекты на предмет возможных финансовых злоупотреблений“, – рассказывает Сергей Паперник, руководитель практики банковского, финансового права и направления FinTech юридической фирмы EVRIS.
Также юристы говорят, что НБФБ сможет проводить досудебное расследование преступлений налогового и финансового характера – судя по проекту закона. Начиная с неуплаты налогов и других обязательных платежей и заканчивая мошенничеством с финансовыми ресурсами, фактами доведения до банкротства, манипуляциями на фондовом рынке, разглашением банковской и коммерческой тайны.
Сотрудники нового органа получат возможность подавать заявления о преступлениях в электронном виде. “При этом внесению сведений в Единый реестр досудебных расследований и началу расследования должно обязательно предшествовать составление аналитического заключения. Такой подход защитит бизнес от необоснованных и поспешных действий следователей, а также от давления с их стороны“, – уточняет Людмила Волкова, управляющий юрист МЮФ Kinstellar.
Слово президента
Ориентировочная численность сотрудников НБФБ составит 4 тысячи человек. К слову, Минфин планировал, что персональный состав Службы финрасследований тоже будет находиться в пределах 3-3,5 тысяч человек.
Помимо аналитического блока, в структуру НБФБ войдут следственно-оперативный департамент, департамент кибербезопасности, территориальные подразделения.
Бюро будет подчиняться непосредственно президенту и Верховной Раде. Президент назначает руководителя НБФБ по представлению специальной конкурсной комиссии, которая предложит нескольких кандидатов на выбор. Но последнее слово все равно будет за гарантом.
Аудит бюро проводится комиссией из трех человек. Состав комиссии утверждается депутатами (2 кандидата) и президентом (1 кандидат). Помимо этого, в бюро будет функционировать Квалификационно-дисциплинарная комиссия как постоянно действующий орган, в состав которого войдут представители парламентского комитета по вопросам борьбы с преступностью и комитета налоговой политики.
“Поскольку Нацбюро полностью зависит от главы государства, оно может запросто превратиться в инструмент для борьбы с оппонентами и конкурентами“, – считает Юлия Дроговоз, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей.
В итоге, исполнительная ветвь власти, будь то Кабинет Министров или Минфин, влиять на деятельность бюро не смогут. И это при том, что Государственная фискальная служба, в обязанности которой входит администрирование и контроль уплаты налогов, подчиняется Минфину.
Возьмут силой
Впрочем, самая большая опасность не в том, что НБФБ не получит обещанную независимость. Гораздо хуже другое: бюро впитает в себя практически все полномочия налоговой милиции и вдобавок часть функций Службы безопасности, Генпрокуратуры, Министерства внутренних дел. При этом и СБУ, и МВД, и ГПУ продолжат заниматься расследованием экономических преступлений. То есть произойдет дублирование полномочий, что только усилит давление на бизнес со стороны силовых структур.
“Функции бюро аналогичны тем, что были у органов налоговой милиции. Некоторые формулировки выписаны как в соответствующем положении ГФС“, – приводит пример Олег Добровольский, партнер юридического объединения ID Legal Group.
Читай также: Нина Южанина: НнВК придет, упрощенка останется
НБФБ сможет формировать свою агентурную сеть, проверять у подозреваемых документы, удостоверяющие личность, снимать отпечатки пальцев, изымать в случае необходимости транспортные средства физических и юридических лиц, пользоваться существующими реестрами и базами данных, плюс создавать свои.
Более того, сотрудникам бюро даже предоставляется право применять силу, спецсредства и огнестрельное оружие в соответствии с законом “О Национальной полиции“.
Ответственность сотрудников бюро за незаконные действия тоже очень размыта. Несмотря на то что досудебное расследование одобряет коллегия бюро или его территориальное подразделение, ответственность за уголовное преследование налогоплательщика ложится на коллегиальный орган. “А это значит, что никакой ответственности нет“, – уверяет Олег Добровольский.
Решат до апреля
Минфин со своей стороны уже раскритиковал инициативу Администрации президента. Министр финансов Александр Данилюк заявил, что Нацбюро финансовой безопасности фактически станет аналогом СБУ, что увеличивает риски преследования бизнеса и не добавляет новому органу независимости. Поэтому, по мнению Данилюка, логичнее взять за основу проект о Службе финрасследований и добавить в него нормы, предложенные АП.
Но, по словам Нины Южаниной, законопроект о Нацбюро финбезопасности уже во второй половине марта попадет в Верховную Раду. До этого момента есть время внести поправки. Правда, Южанина настаивает на том, что фундаментально концепция НБФБ меняться не будет, и разработчики законопроекта учтут только самые важные и аргументированные замечания.
Павел Харламов
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 5 от 15 марта 2018 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ №5 від 15 березня 2018 року українською мовою.
Новости от Деньги.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua