Говорить о том, что реестр возмещения НДС действительно работает, еще рано. Убедиться в этом мы сможем только после того, как налогоплательщики начнут получать возмещение в автоматическом режиме. Пока в реестр заливаются данные. Они необходимы для того, чтобы функционал системы сдвинулся с мертвой точки, и появилась возможность отслеживать информацию, находящуюся в реестре, а также контролировать статус обработки заявок, которые в него внесены. По нашим прогнозам, процесс загрузки информации завершится после 20 апреля.
Читай также: Банковая получит доступ к реестрам возмещения НДС
Мы не раз говорили и с представителями министерства, и Государственной казначейской службы о том, что как только информация в реестре будет более-менее упорядочена, необходимо сразу же анализировать объем невозмещенных сумм, и есть ли по ним заключения? Нарушен ли хронологический порядок возмещения НДС по заявкам? И если да, то почему? Например, я неоднократно акцентировала внимание на том, что по заявкам многих компаний уже давно проведены проверки и выданы положительные заключения. Но возмещение эти налогоплательщики так и не получили. Более того, неоднократно возникали прецеденты, когда отдельные компании и вовсе исчезали из реестра, который ранее администрировала фискальная служба.
Очень надеюсь, что все это в прошлом. К тому же, полномочия по ведению нового реестра достались не только Минфину и ГФС, но и Госказначейству. Такое распределение прав и ответственности существенно снижает риски злоупотреблений и “ручного“ вмешательства в работу реестра. Причем, все стороны отчетливо осознают всю степень ответственности, которую они на себя взяли.
Нам необходимо наработать критерии риска для остановки накладных. Но они должны быть прописаны таким образом, чтобы вычищать схемы и не препятствовать работе “белого“ бизнеса
Тем не менее, не устаю обращаться к бизнесу и настаивать на том, чтобы каждый плательщик, претендующий на возврат НДС, нашел полную информацию о своих заявках в реестре, данные как о возмещенных, так и о невозмещенных суммах, а также о причинах их невозврата. И если выясняется, что информация некорректная либо отсутствует, необходимо в обязательном порядке сообщать об этом в Минфин или в профильный комитет. Бизнесу следует занять активную позицию, не молчать. Только так удастся избежать злоупотреблений и манипулирования данными в реестре.
Читай также: На что жалуется украинский бизнес
Что касается суммы задолженности по возмещению, я не согласна с теми цифрами, которые озвучил и. о. председателя ГФС Мирослав Продан на Национальном совете реформ. По его словам, долг составляет порядка 1,7-1,9 млрд грн. Я же думаю, что эта сумма значительно больше. И если даже не брать во внимание временный реестр (он аккумулировал суммы, заявленные до 1 февраля 2016 года - Прим ред), то задолженность перед плательщиками только по старым периодам может достигать 14 млрд грн Возможно, ее уже и подтянули, но по нашим оценкам в основном реестре все равно окажется долгов не меньше, чем на 14-16 млрд грн.
Еще одно важное нововведение - это механизм блокировки НДС-накладных, который вместе с реестром начал функционировать в пилотном режиме с 1 апреля. Ключевая задача на ближайшее будущее - наработать критерии риска для остановки накладных. Они должны быть прописаны таким образом, чтобы не препятствовать деятельности добросовестных налогоплательщиков.
Читай также: В Украине запустили автоматическое возмещение НДС: как это работает
Вместе с тем, наша позиция в отношении компаний, которые манипулируют НДС и разворовывают его из госбюджета путем подмены одного импортного товара другим, однозначна. Любые попытки получить возмещение НДС за счет фиктивного налогового кредита будут жестко пресекаться. В этом и заключается суть блокировки, а также необходимость в критериях риска, которые позволят оперативно реагировать на механизмы хищения НДС. Этим и будет заниматься мониторинговый департамент ГФС, поскольку его задача - отслеживать, как компании, которые не хотят платить НДС в бюджет, пытаются оптимизировать свои налоговые обязательства. Причем, уже на этапе тестирования системы очень важно не вредить бизнесу, а начинать нарабатывать те инструменты, которые позволят отсеивать старые схемы и не допускать появления новых.
Нина Южанина