Эдуард Рубин: Образование - это бизнес. Точка

Ученый, визионер и предприниматель – о том, как вывести систему высшего образования из кризиса.
Эдуард Рубин: Образование - это бизнес. Точка
Эдуард Рубин

Новым законом о высшем образовании предусмотрена автономия вузов, но на деле она не работает. Университеты не могут свободно распоряжаться заработанными средствами, преподаватели зажаты в бюрократических рамках, а Министерство образования и науки пытается поставить ректорами удобных ему людей.

Читай также: Эдуард Рубин: Образование как бизнес

Подход к выбору ректоров? По моим, да и не только, наблюдениям, там, где есть несколько кандидатов, обязательно происходят незаконные процессы и манипуляции. А ведь изменения в университете начинаются с руководителя.

Ректор современного университета - это, прежде всего, менеджер, который умеет управлять огромной диверсифицированной корпорацией в условиях конкуренции и свободного рынка. Многие ли ректоры сегодня имеют опыт управления частными компаниями и понимают, что же нужно бизнесу, или хотя бы готовы к нему прислушаться?

Бюджет нашей страны не вытянет финансирование образования по-старому, дотации будут сокращаться. Пора перестать тешить себя иллюзиями и принять тот факт, что вузы должны зарабатывать сами, а образование - это не что иное, как бизнес, где партнерами и заказчиками выступают работодатели.

Читай также: Отличники без стипендий: как работает новая система помощи студентам

Поэтому ректор должен пользоваться доверием у партнеров. Именно уровнем доверия бизнеса к руководителю вуза предопределяется степень и качество их сотрудничества. Но, внимание, вопрос: все ли ректоры сейчас готовы работать полностью прозрачно? Я давно говорю, что процесс выбора и назначения ректора университета должен быть пересмотрен, ведь старая система показала свою несостоятельность. Выбирают не лучших, а удобных, что приводит к упадку, тогда как отбор ректоров следует проводить на основе тайного голосования ученых, преподавателей и студентов на первом этапе и посредством оценки программ кандидатов с конкретными KPI - на втором.

Соответственно, новые вызовы к образованию, также как и рынок труда, выдвигают требования к специалистам, которых выпускают вузы. Университеты перестают быть “храмами знаний“, превращаясь в «полигоны» для подготовки молодого поколения к жизни в высокотехнологичном мире.

Информация утратила ценность. Объем знаний наращивается, и они устаревают за 3-5 лет. Снижается и порог доступа к информации. Человек из любой точки мира может прочитать статьи ведущих ученых, просто воспользовавшись Интернетом. Формируется новое понимание ценности университетов, которая кроется в создании благоприятной академической среды. Это своего рода экосистемы, которые помогают ментальному росту обучающейся там личности.

Читай также: Где самое дорогое и дешевое обучение в Украине

Именно в этой среде вырастают специалисты, способные учиться всю жизнь, чтобы быть эффективными на работе и в воплощении собственных идей. Каждый университет может создать свою среду, и она будет по-своему уникальной и ценной. А вот насколько хорошую академическую среду выстраивает отдельно взятый университет, определяют студенты. И голосуют они ногами, ведь деньги в вуз идут за студентами. Пора с этим смириться. Но чтобы создать свою среду, вузам нужна автономия, которой пока на деле нет.

Откуда берутся хорошие студенты? Они вырастают из школ. Именно школьное образование формирует необходимый фундамент для дальнейшего обучения в вузе. Но и с этим у нас в стране печально. Школьная система находится в упадке, уровень знаний выпускников - тоже, а вузы вынуждены восполнять эти пробелы. Современная школа способна напрочь отбить желание ребенка учиться. Однообразные и скучные занятия, цель которых - заставить запомнить информацию, отвлеченную от реальной жизни, система, подавляющая развитие индивидуальности, и все это под руководством некомпетентных и немотивированных к саморазвитию педагогов. А как они будут мотивированы, если их труд не оплачивается достойно? В педагогические университеты поступают с самыми низкими баллами - чему они могут научить детей?

Правда, вместо глобальных реформ мы получили недавно спущенный из министерства типичный учебный план для 10-11 классов всех школ страны, с урезанными часами подготовки по естественным и точным наукам. А потом эти выпускники придут в университеты.

Читай также: Украинцы рассказали, нужен ли диплом для успешной карьеры

Это вместо того, чтобы отпустить школу в свободное плавание, дать ей академическую автономию, а родителям учащихся - возможность участия в управлении и влияния на менеджмент. Ведь если студент нацелен на результат, будет понимать, что при получении заветного диплома у него возрастут шансы найти работу его мечты с достойной оплатой, поверьте, он будет учиться с охотой. Как в школе, так и в вузе. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок их получил и с радостью отдаст его учиться в то заведение, которое покажет себя с лучшей стороны. И в таких рыночных условиях выживут лучшие. Причем, как частные, так и государственные вузы должны быть равноправными.

Эдуард Рубин



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK