Инициатив по налогообложению – огромное количество, и они абсолютно разные. Но если говорить о том, над чем работает Министерство финансов и парламентский комитет по налоговой и таможенной политике сейчас, то по упрощенной системе каких-то изменений и ужесточений не предвидится. Более того, в ближайшее время их быть в принципе не может.
Читай также: Министерство финансов подготовило изменения в Налоговый кодекс
Вместе с тем, мы параллельно с действующим механизмом единого налога готовы предложить более совершенные и современные формы работы. Такие проекты действительно разрабатываются. Но только предпринимателям решать: оставаться на упрощенке, либо менять ее на что-то другое.
Хотя Европейская бизнес ассоциация (ЕБА), к примеру, еще в прошлом году выступила за урезание упрощенной системы. Эти идеи присутствовали в проектах, которые предлагались Натальей Яресько, занимавшей должность министра финансов, и ее заместителем Еленой Макеевой. ЕБА продолжает продвигать эту идею и сейчас. Определенная логика в этом есть: упрощенная система создает неконкурентные условия для работающих “по белому“ предприятий. Поэтому ассоциация и пытается пролоббировать ликвидацию упрощенки или сократить до минимума возможности для ее применения. Более того, такие заявления и мнения косвенно влияют на условия со стороны того же МВФ, которые фонд в итоге предъявляет Украине.
Читай также: Налоговики рассказали, сколько работодателей нарушают закон
Но мы, как профильный комитет, продолжаем повторять: вы можете выдвигать какие-то требования только в том случае, когда предоставили для людей, которые нашли свое занятие, обеспечивают себя и свою семью доходом, все условия для нормальной работы. Но никто не имеет права посягать на их маленький бизнес, не предложив мелким предпринимателям взамен альтернативу действующей системе налогообложения. А так как никакой альтернативы нет, вопрос с упрощенкой с повестки дня снят.
Если же посмотреть на “облегченный“ вариант налогообложения для СПД на общей системе, который заложен в проекте поправок в Налоговый кодекс со стороны Министерства финансов, то эта инициатива была зафиксирована еще в законопроекте №3357, разработанном при участии нашего комитета год назад.
Читай также: Фантомные финансы: Что происходит с госбюджетом Украины
Однако эту систему не все понимают. Даже специалисты, которые продолжают поддерживать упрощенку и единый налог, не разбираются, что стоит за предложенной нами “смягченной“ моделью ведения учета на общей системе налогообложения. Хотя основной ее принцип очень прост. Например, на третьей группе единого налога СПД-шники сегодня уплачивают 5% от оборота. Такой налоговой нагрузки, по сути, в большом бизнесе нет. При этом предприниматели получают упрощенный учет и отсутствие проверок со стороны контролирующих органов, что становится еще одним стимулом использовать единый налог. Но если сделать приемлемыми условия для того, чтобы предприниматели платили налог с прибыли, неужели это для них не будет лучше?
Именно поэтому мы предлагаем четко прописать облегченную систему ведения учета – доходы и расходы, очень простые требования к первичным документам (название контрагента и его идентификационный код), а также дать субъекту предпринимательской деятельности право даже во время проверки предоставлять ревизорам уточненные, измененные или доработанные документы. И тогда упрощенец получит обоснованные стимулы платить налоги с чистого дохода, а не с валового оборота, что, например, неприемлемо для той же торговли.
Читай также: Фантомные финансы: Что происходит с госбюджетом Украины
Тем не менее, как и раньше я занимаю либеральную позицию и считаю, что пока мы не предоставим возможность для детенизации национальной экономики, то ничего не произойдет. Причем никакие принудительные методы для этого не подходят. Нам нужно предоставить бизнесу новые веские аргументы для выхода из тени и одновременно с этим работать над ликвидацией тех налоговых ям, которые остаются для агрессивного налогового планирования.
Нина Южанина
Ранее сообщалось, что премьер-министр Владимир Гройсман поручил Насирову создать реестр возмещения НДС.