Самое главное в широко промотируемой медреформе: речь не о процессах в публичном (финансируемом из гос- и муниципальных бюджетов) здравоохранении, а исключительно об изменении принципов финансирования. Изменение принципов финансирования - мощный инструмент, но одного его недостаточно. В нынешней конфигурации медреформа обещает улучшить положение наиболее бедных слоев населения - тех избирателей, которые аккуратно голосуют за популистов.
Читай также: Все, что вы хотели бы знать об электронной медицине - мнение эксперта
Средний класс, нетто-налогоплательщики выигрыша не получат. По-прежнему останутся неработающими нормы о налоговых вычетах ввиду расходов, понесенных на приобретение медицинских услуг и полисов добровольного медстрахования.
Что приняли
Верховная Рада 8 июня приняла в первом чтении законопроект № 6327 о госгарантиях в сфере обеспечения населения необходимой медицинской помощью и лекарственными средствами. Этот документ входит в пакет законопроектов по медреформе - среди них, в частности, № 6327-1, № 6329 и № 6329-1, которые отклонены.
По словам и о министра здравоохранения Ульяны Супрун, принятый за основу законопроект предусматривает введение гарантированного пакета медуслуг и медикаментов, которые оплатит государство. Также планируется, что будет создана новая госструктура - Национальная служба здоровья (НСЗУ), которая получит полномочия по распределению бюджетных средств на финансирование медучреждений и оплату медпомощи.
Гарантируемый пакет
Читай также: Что будет с украинцами после реформы здравоохранения
Ключевая суть реформы состоит в том, что финансирование выделяется не на “койко-места“, как это было ранее, а на пациентов.
Человек будет самостоятельно выбирать клинику, в которой он хочет лечиться и семейного врача (причем без привязки к месту регистрации). А НСЗУ со своей стороны будет оплачивать лечение в рамках определенных лимитов (о них - ниже). Лечащий врач получит за каждого пациента, который к нему прикреплен, 210 грн в год. Соответственно, если он будет обслуживать 500 человек, его ежемесячная зарплата составит около 9 тыс грн, 1000 человек - 17,5 тыс грн.
В Министерстве здравоохранения утверждают, что такой механизм позволит создать конкуренцию между медучреждениями и станет стимулом для роста качества лечения.
“Также мы четко фиксируем одинаковый для всех граждан объем медицинских услуг, которые покрывает государство, и переходим на международные протоколы лечения и диагностики, чтобы все могли проконтролировать, что эти услуги предоставлены качественно“, - объясняет Ульяна Супрун.
Читай также: Все, что вы хотели бы знать об IT в электронной медицине - мнение эксперта
Финансирование будет выделяться в рамках нескольких гарантированных пакетов.
“Зеленый пакет“, в который включена экстренная, первичная и палиативная помощь (уход за безнадежными и тяжело больными людьми), будет финансироваться в полном объеме. Как утверждает Супрун, это покроет 80% всех обращений к врачу.
Услуги из “синего пакета“ государство намерено оплачивать частично, вскладчину с пациентом. К такой помощи относится плановое лечение, различные операции и стационар, покупка медикаментов.
Виды гарантированных пакетов медицинских услуг
“Зеленый“ -государство покрывает на 100% | неотложная помощь, первичная помощь (педиатрия, профилактика), палиативная помощь (уход за безнадежно больными) |
“Синий“ - государство покрывает частично | плановое лечение, оперативное вмешательство, стационарное лечение, покупка медикаментов |
“Красный“ - государство не покрывает | эстетическая медицина, стоматология (кроме экстренной), обращение без направления врача, приобретение лекарств недоказанной эффективности |
Быстро не будет
Медреформа пройдет в несколько этапов. С 1 июля 2017 года увеличится объем финансирования служб “неотложки“. Помимо этого, МОЗ намерен до конца 2018 года сформировать пакеты гарантированной помощи и рассчитать стоимость платных услуг, чтобы с 2019 года запустить адресную поддержку медучреждений. Впрочем, Ульяна Супрун уточняет, что такое развитие событий будет возможным при условии, что депутаты проголосуют необходимые законопроекты в течение июня. Плюс ко всему, остается открытым вопрос создания НСЗУ. Соответствующий проект постановления Кабмина был обнародован еще осенью 2016 года, но он до сих пор не принят.
За наш счет
Читай также: На реимбурсацию лекарств выделят дополнительно 250 миллионов
Сторонники медицинской реформы уверяют, что финансирование здравоохранения станет прозрачным и качество лечения значительно вырастет, а пациенты получат единые тарифы на медицинские услуги без коррупционной составляющей.
Впрочем, в реальности все может быть совершенно иначе. Конкуренция приведет к тому, что небольшие клиники, особенно в глубинке, будут закрываться - если только их целевым образом не поддержат местные бюджеты. И даже наличие гарантированной помощи не исключает поборов со стороны врачей.
“К тому же, Национальная служба здоровья станет очередным монополистом и распорядителем бюджетных средств, который будет решать, с кем вступать в договорные отношения кому платить, а кому нет“, - считает Сергей Кравченко, ответственный секретарь Национальной медицинской палаты Украины.
Читай также: Украинцев будут лечить по европейским правилам
Остается открытым вопрос, по какой формуле будут рассчитываться тарифы на медпомощь. Равно как и непонятен перечень услуг, покрытие которых обещает гарантировать государство.
“Кроме того, кто будет содержать помещения клиник и больниц? Ведь из-за нового принципа финансирования в регионы не придет медицинская субвенция. И там, в медучреждениях, не будет тепла, света, воды“, - рисует жуткую картинку г‑н Кравченко.
Весьма рискованные перспективы и у специализированных высокотехнологичных медучреждений - судя по вводимым принципам софинансирования медицинских услуг.
Деньги продолжают следить за ситуацией вокруг медреформы.
Павел Харламов