Как подать отчет в налоговую и избежать проверки - эксперт

Успех в деле защиты предприятием своих интересов в суде зависит от того, насколько качественно подготовлена документация.
Как подать отчет в налоговую и избежать проверки - эксперт
na-zakaz.com.ua

В 2015 г. законодательство о трансфертном ценообразовании претерпело ряд изменений. Налоговики и правоведы разъяснили наиболее типичные вопросы, которые могут возникнуть при сдаче отчетности к 1 мая 2016 г. Об этом сообщает издание UBR.

“Важно помнить, что закон №609, вступивший в силу 13 августа 2015 года предусматривает, что его действие распространяется на весь отчетный период, т.е. 2015 год“, - сообщил начальник управления методологии налога на прибыль предприятий департамента методологической работы по вопросам налогообложения Государственной фискальной службы Алексей Задорожный.

В частности, были изменены критерии контролируемых операций. Их несколько, и операции попадают под контроль ТЦО, только если отвечают всем критериям сразу. Напомним, контроль трансфертного ценообразования касается компаний, чей годовой доход (без непрямых налогов) больше 50 млн грн (раньше было 20 млн грн). То есть, это крупный и средний бизнес. Доход определяется по правилам бухучета.

Второе условие - ТЦО применяется только к внешнеэкономическим операциям (ранее это касалось и некоторых сделок между резидентами Украины). Эти операции также имеют свой стоимостной критерий - теперь 5 млн грн за год (тоже без учета непрямых налогов) вместо 1 млн грн. Речь идет об общей сумме сделок с конкретным нерезидентом, превышение которой делает операцию контролируемой.

Третий критерий связан со статусом контрагента за границей. Их может быть три вида: связанные с компанией лица; компании в офшорах; компании-посредники или комиссионеры.

В понимании Налогового кодекса связанное лицо - это не только участие украинской компании в его капитале, но и кредитная зависимость материнской компании от нерезидента. Теперь компании признаются связанными, если сумма привлеченных кредитов и займов от нерезидента в 3,5 раза превышает капитал украинской компании (для финучреждений - в 10 раз).

Есть свои тонкости и в определении нерезидентов в низконалоговой юрисдикции (офшоре). Их список утверждает Кабмин. “Проблема в том, что этот перечень изменяется довольно часто. Например, Австрия была с апреля по август в этом перечне, а сделки с нерезидентом шли весь год“, - поясняет Алексей Задорожный. По его словам, считать нужно только объем сделок, заключенных в период, когда страна числилась в офшоре. 

Партнер, руководитель группы трансфертного ценообразования КПМГ в Украине Константин Карпушин рассказал, что запросы по ТЦО от налоговиков уже далеко не единичны. “На конец прошлого года было порядка 60-70 запросов на получение документации. Некоторые запросы перешли в проверки ценообразования. Есть уже и первые акты. Я лично видел акт на 40 млн грн налоговых доначислений. Он сейчас оспаривается“, - говорит представитель KPMG в Украине. 

Поэтому, от того, насколько качественно подготовлена документация, зависит успех в деле защиты предприятием своих интересов в суде.

“Это как шахматная партия, только перед ее началом фигуры расставляете вы сами. Если ваш отчет - это две страницы, где сказано, что ваши цены отвечают рыночным, это может только раззадорить налоговиков и никак не поможет защититься в случае проверки“, - поясняет Карпушин.

Представитель ГФС сообщил, что проверки почти завершены и есть уже первые решения. Наказание предусмотрено как за неподачу отчета по ТЦО, так и за не включение в него каких-либо операций. Штрафы в этом году также выросли. Например, за неподачу отчета или опоздание со сдачей отчетности грозит наказание в размере 300 минзарплат (сейчас 413,4 тыс. грн, а с 1 мая 435 тыс. грн) вместо прежних 100 минзарплат.

“Штраф за незадекларированные контролируемые операции наоборот уменьшен с 5% до 1% от суммы таких операций. Предельная сумма штрафа ограничена 300 минимальными зарплатами“, - разъяснил Алексей Задорожный.

После подачи отчета к плательщику может прийти запрос на подачу документации, подтверждающей данные отчета. За неподачу такой документации размер штрафа остался прежним 3% от суммы операций, по которым документация не подана. Но ограничение суммы штрафа другое — 200 минимальных зарплат.

“Важно помнить, что в Налоговый кодекс вернули норму, по которой уплата штрафа не освобождает плательщика от обязанности подать отчет или документацию“, - напоминают в ГФС.

Форма отчета также претерпела некоторые изменения, ее новый вид утвержден приказом Минфина под №8 в этом году. Она уже оцифрована и может подаваться в электронном виде. “Мы настоятельно рекомендуем пользоваться именно этой электронной формой“, - говорит Алексей Задорожный.

Отчет о контролируемой операции - техническая процедура, с которой только начинаются возможные проблемы предприятия. По сравнению с возникающими рисками штраф за неподачу отчетности может оказаться совсем небольшим. Как отмечает старший менеджер группы трансфертного ценообразования KPMG в Украине Владимир Чижиков, после появления интереса налоговиков к операциям по трансфертному ценообразованию, почти наверняка станут проверять и по другим налогам.

При этом компании недооценивают эти риски. Например, часто форвардные контракты являются таковыми только на бумаге, но не по своей экономической сути (например, не соответствуют принципам GAFTA – Международной ассоциации торговли зерном и кормами). Либо операции проходят с контрагентами, которым не свойственна данная деятельность или они не имеют нужных активов, чтобы ее проводить.

Но в деле контроля ТЦО суть операции превалирует над ее оформлением. “Это то, что можно прочитать между строк ст.39 НК. Часто компании забывают, что дата перехода прав собственности - это не дата в грузовой таможенной декларации. Переход такого права должен соответствовать правилам Инкотермс. Часто недоразумения возникают, если операция фактически прошла, например, в 2015 г., а документальное оформление сделки состоялось в 2016 г. Налоговики могут обвинить в неполном предоставлении информации“, - поясняет Владимир Чижиков.

Поэтому он советует провести анализ структур, моделей ценообразования и бизнес-процессов. Проверить подход к ценообразованию. Выявить и оценить риски. Внести изменения и настроить контроль в компании за оформлением сделок так, чтобы у налоговиков возникало как можно меньше вопросов.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK