В четверг, 24 апреля, Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики поддержал к первому чтению доработанный законопроект о регулировании и налогообложении виртуальных активов (ВА). Об этом сообщил народный депутат из парламентской фракции "Голос" Ярослав Железняк.
По его словам, решение было принято единогласно - за проголосовали все 25 членов комитета.
"Предполагается льготный период налогообложения для 2026 года на уровне 5%", - говорится в сообщении.
Как отметил председатель комитета Даниил Гетманцев, дискуссии по этому вопросу длились несколько лет. Рабочая группа из числа народных депутатов предложила документ, который может быть взят за основу.
Что предусматривает законопроект
Итак, документ предусматривает определение виртуального актива - это особый вид цифрового объекта (имущества), существующего в электронной форме благодаря технологии распределенного реестра (блокчейна).
"Виртуальные активы не деньги и не могут использоваться как официальное средство платежа в Украине. Их правовой режим близок к режиму движимого имущества с точки зрения гражданского права. Вместе с тем редакция, предложенная к первому чтению, которая еще может обсуждаться, предусматривает отождествление токенов электронных денег с электронными деньгами в понимании Закона "О платежных услугах", - написал нардеп.
Проект разделяет все виртуальные активы на три основные категории:
- токены с привязкой к активам - их стоимость стабилизируется путем привязки к активам, таким как валюта или имущество;
- токены электронных денег - привязаны к одной официальной валюте;
- другие виртуальные активы - категория, охватывающая активы, не относящиеся к первым двум типам.
Согласно документу право собственности на ВА приобретается через эмиссию, сделку, закон или решение суда и подтверждается владением средствами доступа, такими как криптографические ключи. Закон предусматривает презумпцию правомерности владения, если судом не установлено иное.
Также определяется вопрос налогообложения. Гетманцев подчеркнул, что это очень важный аспект, ведь именно из-за налоговых вопросов так и не заработал предыдущий закон о виртуальных активах.
Предлагается по налогу на доходы физических лиц:
- вести отдельное (от других доходов и другой инвестиционной прибыли) налогообложение доходов от операций с ВА;
- облагать именно прибыль от операций с ВА, полученную в течение года, как разницу между доходами от продаж и расходами на приобретение ВА в течение года;
- физическое лицо должно само декларировать доходы и уплачивать налоги;
- не облагать налогом: доходы от операций по обмену ВА на другие ВА, а также доход от продажи ВА в пределах одной минимальной заработной платы; стоимость ВА, полученных в результате их эмиссии (создание) или бесплатной передачи от их эмитентов либо оферентов и/или полученные исключительно в обмен на персональные данные физического лица;
- убытки, полученные в предыдущие периоды (если продавали дешевле, чем покупали, это рисковый рынок), учитывать до их погашения (за некоторыми исключениями);
- для ВА, приобретенных до вступления в силу данного закона, в случае их продажи в течение 2026 года физические лица будут иметь право выбрать льготную ставку НДФЛ - 5%.
Относительно упрощенной системы налогообложения:
- плательщикам единого налога запрещены операции с ВА;
- поставщики услуг, связанных с оборотом ВА, не имеют права использовать упрощенную систему налогообложения.
В части администрирования:
- поставщики услуг, связанных с оборотом ВА, предоставляющих услуги резидентам Украины, обязаны встать на учет в контролирующих органах и представлять ежегодный отчет об операциях с ВА относительно физических и юридических лиц, являющихся резидентами Украины (это шаг к постепенному внедрению CARF и имплементации директивы DAC8);
- за невыполнение этих обязанностей предусматриваются штрафы для поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА, которые будут применяться в уменьшенных размерах в течение переходного периода (в 2026 году - 10% от установленного размера штрафа, в течение 2027-2029 годов - 25% от установленного размера штрафа).
Предполагается, что изменения в Налоговый кодекс заработают с 1 января 2026 года.
"Легализация крипты потенциально может иметь значительный эффект для бюджета. По данным исследования Global Ledger о потенциале налогообложения, если бы рынок крипты был легализован раньше, уже за 2021-2024 годы государство могло бы получить около 8,34 млрд грн налогов от зарегистрированных в Украине криптобирж (по ставке 18%) и еще до 6,53 млрд грн от налогообложения доходов граждан", - добавил Гетманцев.
Ранее мы писали, что 24 апреля профильный Комитет Верховной Рады рассмотрит законопроект о виртуальных активах, содержащий более 200 страниц. Документом предлагается облагать украинцев налогом на прибыль от таких доходов.