В октябре МВФ улучшил прогноз роста реального ВВП Украины в 2021 году до 3%. Хотя у нас есть шанс увидеть и существенно более высокое значение. Такое утверждение может показаться странным, но ему есть объяснение.

В уходящем 2020 году мировая экономика встретилась с карантинными ограничениями, повлекшими глобальную рецессию. Украина не стала исключением: пик падения пришелся на второй квартал, тогда экономика потеряла 11,4%.

Читай также: В Кабмине подсчитали потери от карантина выходного дня: Детали

Ощутимая часть этого падения пришлась на те сферы, где НЕ формируется отложенный спрос, который может проявиться чуть позже. Потери от невыпитого кофе или невышедшего на рейс автобуса в апреле не могут быть компенсированы в уходящем году. Но для 2021 года это уже не проблема. Последствия еще одного локдауна будут менее критичны, так как мы адаптировали свое поведение к карантину. Об этом говорит и опыт европейских стран: их экономики получили значительно меньший шок от ужесточения карантинных мер, чем в первой половине 2020 года.

Читай также: Что делать с деньгами в банке при локдауне: Советы

Сырьевые рынки восстанавливаются, а консенсус-прогноз по росту мировой экономики на ближайшие годы оптимистичный. Более того, запуск рынка земли также будет стимулом для экономики. Таким образом, в следующем году Украина обречена на рост. Ключевой же вопрос заключается в том, будет ли этот рост всего лишь отскоком, вызванным эффектом низкой базы этого года, или началом бурного экономического развития. 

С 2019 года Верховная Рада проголосовала ряд законопроектов, которые должны усложнить оптимизацию налогов и жизнь «теневому» сектору, причем на всех уровнях – от большого бизнеса до физлиц. Вишенкой на торте стал финансовый мониторинг. По сути, он заставляет банки выполнять функции фискального инспектора, отслеживающего теневые доходы. «Бой с тенью» – именно так окрестил глава налогового комитета Даниил Гетманцев эти инициативы.

Читай также: Финмониторинг в Украине 2020: Как он работает на самом деле

Конечно же, все это подается под соусом праведной борьбы за благосостояние бюджетников и пенсионеров. Но такой подход несет серьезные риски для развития экономики. На 2021 год государственные расходы запланированы на уровне 46% ВВП, из которых 5,5% заложены как дефицит бюджета. Таким образом, более 40 копеек из каждой гривны созданной добавленной стоимости распределятся через государство.

В 2014 году сотрудники НИИ финансового права Вдовиченко и Орос опубликовали статью «Налоговая нагрузка и темпы экономического роста в Украине: в поисках рационального соотношения». В ней, проанализировав историю независимости нашей страны, пришли к выводу, что соотношение фискального процента к ВВП на уровне около 30% создает условия для максимального роста экономики. По их оценкам, за период с 1998 по 2013 год украинская экономика потеряла 375 млрд. долл. ВВП (в ценах 2007 года) именно из-за избыточной фискальной нагрузки. Попытка вывести экономику из тени без снижения фискального давления приведет к еще большим потерям в росте, так как реальная нагрузка, наоборот, возрастет. Более того, дополнительное регулирование в рамках борьбы с «тенью» также провоцирует ухудшение бизнес-климата.

Читай также: Инвестиционная привлекательность Украины упала до уровня 2013 года

Еще одним фактором, который может стать тормозом для экономического роста, являются некоторые методы наполнения бюджета. Испытывая сложности с привлечением средств, государство через фискальные органы включает свой турборежим. С сентября 2020 года соотношение возвращенного НДС к товарному экспорту упало до минимальных значений за более чем три года. Более агрессивно работает и система блокировки налоговых накладных.

По расчетам Вячеслава Черкашина, старшего аналитика Института социально-экономической трансформации, количество блокировок увеличилось в три и более раза по сравнению с двумя предыдущими годами. Половина этих блокировок в итоге оказывается необоснованной. Но весь фокус состоит в том, что если накладная заблокирована, один и тот же НДС платится дважды. То есть государство пытается решить проблемы бюджета за счет тех, кто создает экономику.

Читай также: В Украине начали блокировать регистрацию накладных НДС - ЕБА

Стоит отметить, что масштабные государственные расходы в рамках борьбы с кризисом действительно существенно смягчили падение в 2020 году. Но такие меры эффективны для «тушения пожара». В то время как на более длинной дистанции они снижают возможность для фискального маневра и не способствуют конкурентоспособности нашей экономики, в отличие, например, от снижения фискальной нагрузки. Особенно вызывает тревогу тот факт, что масштабные государственные расходы имеют место на фоне того самого фискального турборежима и попытки расширить базу налогообложения по всей экономике. Ведь, в конечном итоге, долгосрочное экономическое развитие определяется условиями для роста частной инициативы и возможностями создавать больше конкурентоспособных товаров и услуг, а не километрами отремонтированных дорог.