Всего в международный рейтинг компании QS (Quacquarelli Symonds), который был опубликован в понедельник, вошли 300 вузов. Возглавляет первую десятку в этом году Кембридж (предыдущие шесть лет лучшим вузом мира считался Гарвард). Также в топ-10 вошли Гарвард, Массачусетский технологический университет, Йельский университет, Оксфорд, Имперский колледж Лондона, Университетский колледж Лондона, Чикагский, Пенсильванский и Колумбийский университеты.
Из всех представителей бывших республик, в рейтинг удалось попасть только России: среди 300 лучших вузов оказался Московский государственный университет (МГУ), который занял 112 место, и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – 251 место.
В прошлом году в рейтинге было 500 позиций. В топ-10 входили на этот раз не попавшие в список лидеров Калифорнийский технологический институт и Принстонский университет. Российских вузов в прошлогоднем рейтинге было больше: МГУ занимал 93 место, СПбГУ – 210 место, Новосибирский госуниверситет – 375 место, Томский госуниверситет и Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) тогда оказались в пятой сотне списка. Туда же попал Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Казахстан), Вильнюсский университет (Литва), Тартуский университет (Эстония). Украинских университетов в рейтинге и вовсе не оказалось.
Агентство QS составляет рейтинг с 2004 года, в академическом сообществе его считают авторитетным. До недавнего времени рейтинг вузов ежегодно представлял британский журнал The Times Higher Education. Но с этого года журнал отказался от сотрудничества, чему предшествовал скандал с ошибками, допущенными составителями рейтинга, которые те, впрочем, признали. Теперь The Times Higher Education будет публиковать собственный рейтинг (он должен выйти на следующей неделе).
Оценкой вузов в QS по специально разработанной технологии занимались 20 экспертов из 12 стран. При ранжировании учитывается мнение работодателей, индекс цитирования научных работ сотрудников и учащихся вуза, общий уровень научно-исследовательской деятельности, которая ведется университетом. При этом в расчет берутся такие «субъективные» показатели, как индекс академической репутации и индекс репутации среди преподавателей. Также оценивается соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов, доля преподавателей и студентов из других стран.
Российские эксперты нашли объяснение, почему вузы страны занимают такие низкие позиции в рейтинге, и считают причины вполне объективными.
«Большое значение при оценке придается научной работе, которую ведет вуз, насколько сильны его исследования, и здесь мы объективно отстаем», – говорит ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Российское ректорское сообщество добавило еще один фактор - «языкового барьера»: научные исследования и работы, опубликованные на русском языке, остаются вне поля зрения уважаемых иностранных экспертов. «Рейтинги недооценивают потенциал российских вузов, точно так же, как недооценен потенциал французских вузов и учебных заведений других стран, которые имеют большое количество научных публикаций не на английском языке. Однако бороться с этим при помощи создания альтернативного рейтинга, как предлагает ректорское сообщество, бессмысленно: мы не заставим мировое сообщество говорить и читать по-русски и признавать наши работы», – добавляет Кузьминов.
Впрочем, даже сами россияне не особо надеются в ближайшее время поднять рейтинг своих вузов на мировом рынке.
«Причина не столько в вузах, сколько в структуре экономики и характере экономических отношений, – говорит Адамский. – Пока основная прибыль зависит не от качества продукции или услуги, не от конкурентоспособности предприятия, а значит – не от уровня квалификации работника, не от результатов исследований, не от скорости изменения технологий, вузы не будут динамично развиваться. Человеческий капитал должен превращаться в доход, в прибыль».
Но вузы в любом случае должны продолжать бороться и улучшать свои позиции в рейтингах. «Надо идти двумя путями: с одной стороны, поднимать качество исследований и больше инвестировать в фундаментальные и прикладные исследования, а с другой стороны, повышать интеграцию – больше нанимать преподавателей с глобального рынка, стараться издавать национальные исследовательские работы на английском языке, – заявил Кузьминов. – По такому пути пошли китайцы – и сейчас это дает заметные плоды». В рейтинге этого года Пекинский университет, в частности, занимает 46-е место.
По материалам gazeta.ru