Вслед за модой на здоровый образ жизни в Украину пришли популярные вегетарианские и сыроедческие кафе, а также заведения, где блюда готовятся исключительно из органических продуктов.
И если классические кафе проигрывают в конкурентной войне разнообразным фаст-фудам, то «здоровые» заведения могут похвастать предельной заполненностью своих залов в обеденное время. «Однако это не тот бизнес, где много вложил – много получил. Это бизнес для души. Для его старта потребуется порядка 60 тыс. долл. При этом в лучшем случае ежемесячная прибыль может составлять до 5 тыс. долл., тогда как пиццерии и фаст-фуды зарабатывают 10–30 тысяч долл. в месяц чистой прибыли», – рассказывает собственница сыроедческого и вегетарианского кафе iLive Лилия Олейник.
По словам Лилии, открыть с нуля кафе здорового питания можно за два месяца. Главное – найти подходящее помещение. Оно должно быть в оживленном месте и выходить на фасадную сторону улицы.
Дизайн желателен легкий, светлый и воздушный. Мягкое освещение и приятная музыка удачно дополнят атмосферу. «Подходящее помещение найти очень сложно. А это – самое важное. Нужно, чтобы его площадь была от 60 до 120 кв. м», – уточняет предпринимательница. Сэкономить на старте можно за счет покупки менее дорогого оборудования. «Мы покупали самое дорогое оборудование, но оно все равно быстро ломается, поэтому нужно выбирать не дорогое, а просто хорошее. Переплачивать нет смысла», – убеждена Лилия Олейник.
Успех кафе также во многом зависит от удачно сформированного меню. Ошибочно ориентироваться на личные вкусы создателей кафе. Что нравится им, не обязательно найдет отклик у посетителей. «То, что легко готовить и приятно кушать дома, не всегда востребовано в кафе. Чтобы понять вкусы своих гостей, мы каждые три месяца обновляем свое меню. Те блюда, которые в фаворе, – остаются в главном меню, от других отказываемся», – делится опытом Лилия Олейник.
Чтобы лучше узнать предпочтения клиентов, стоит предложить им заполнять анкеты и вносить туда свои вкусовые пожелания. Не меньше, чем фокус на здоровье, важна и широта ассортимента. «Когда в меню очень большой перечень, человеку сложно сориентироваться. Если блюд мало – тогда людям не из чего выбрать, и постоянные клиенты могут утратить интерес», – рассказывает г-жа Олейник.
По ее мнению, оптимальное количество позиций в меню – 7 салатов, 3–4 супа и около 7 основных блюд. «Изначально мы открывались как сыроедческое и вегетарианское кафе, но со временем поняли, что надо немного расширить ассортимент блюд и ввели около 20% классического меню. Дело в том, что к нам приходят разные люди. Семьями и большими компаниями. Кто-то хочет французский салатик и коктейль на миндальном молоке, а кому-то по вкусу ризотто с грибами, да чтобы оно было жирное и сытное», – объясняет предпринимательница.
Для продвижения кафе понадобится красивая вывеска, привлекающая клиентов. На ней точно экономить нельзя. Вывеска должна громко заявлять: именно здесь подается только здоровая еда. На старте также можно поставить на ближайших улицах промоутеров, которые будут раздавать листовки-приглашения. «Обитателям соседних офисных центров можно предоставить дисконтные карты на обеды в кафе – это обеспечит приток посетителей. Постоянных клиентов тоже можно порадовать дисконтными картами, которые станут дополнительным стимулом пообедать или поужинать именно в этом заведении.
Каким может быть бизнес-план кафе здоровой пищи*
|
Статья расходов |
Сумма, тыс. грн. |
|
РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ, грн. |
|
|
Создание сайта-визитки (меню с ценами, телефон доставки еды – обязательны!) |
от 10 |
|
Ремонт помещения |
от 160 |
|
Оборудование и техника (холодильники, печи, кондиционеры, блендеры, холодильники-витрины, кассовые аппараты и т. д. |
от 250 |
|
Мебель и мелкий инвентарь (столы, стулья, посуда, салфетки и т. д.) |
от 80 |
|
ИТОГО стартовых затрат |
от 500 |
|
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ |
|
|
Аренда помещения ( |
от 8 |
|
Оплата коммунальных платежей (электричество, вода, Интернет, отопление и т. д.) |
от 6,5 |
|
Зарплата сотрудников (2 повара, 4 официанта, 2 бармена, 2 администратора, уборщица/посудомойка, прибыль собственника) |
от 40 |
|
Закупка продуктов для кухни |
от 40 |
|
Реклама: в Интернете, печатная, наружная |
от 4 |
|
Налоги |
от 6 |
|
ИТОГО В МЕСЯЦ |
от 105 |
|
ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты |
от 1760 |
|
ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО** |
140** |
|
ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД |
от 1680 |
|
Срок возврата инвестиции |
18 мес. |
* Расчеты издания «Деньги».
** Из расчета, что ежедневно кафе обслуживает 30 человек со средним чеком 150 грн.


