Конечно, кража одного депозита или один "липовый" кредит, повешенный на ничего не подозревающего человека ни в какое сравнение не идут с миллиардами гривен, растащенными из банков под шумок финансового кризиса в 2008 году. Однако кризисы, к счастью -- штука нечастая, а вот мошенники в банках орудуют вне зависимости от финансовой погоды, чем и опасны.
Один из наших читателей рассказал просто удивительную историю, в нее сложно было бы поверить, если бы не несколько десятков тысяч в твердой валюте, которые у него банально стащили с банковского счета. История вскрылась только потому, что отделение, в котором наш герой держал деньги, было решено ликвидировать. И только по этой причине шеф отделения уже не мог строить "пирамиду": он подворовывал с новых и новых счетов, что-то оставляя себе, а что-то выдавая клиентам, которые приходили в один прекрасный день за своими деньгами. Для героя нашей истории все закончилось благополучно -- банк вернул ему деньги, мошенников будут судить, но вытерпеть ему пришлось немало: и объяснения со следователями, и неприятные разговоры с представителями банка.
Разумеется, описанная нами схема -- не единственный способ мошенничества.
Помимо кражи со счетов и карт, оформления "левых" кредитов и кредитных карт, а также "химии" с переводами, встречаются фиктивные операции по оформлению договоров поручительства и интернет-банкинга. "Если анализировать работу действующей в банке программы по предупреждению и борьбе со внутренним мошенничеством, наиболее распространенными мошенническими действиями работников являются фальсификация договоров залога и поручительства, подделка подписей на договорах", -- добавляет заместитель руководителя службы безопасности "ПриватБанка" Михаил Фролов. По его словам, также встречается незаконное оформление и использование в личных целях пластиковых карт и хищение денег из касс банка.
"Левый" кредит
Решения о выдаче потребительских кредитов зачастую принимаются "на месте", в том числе, прямо в магазинах. Клерк, имея на руках необходимые копии документов (обычно достаточно паспорта и идентификационного кода), заявляет заемщику об отказе, а сам оформляет заем и деньги кладет к себе в карман. Подлог выявляется лишь через пару месяцев, когда ни о чем не подозревающий гражданин N получает от банка письмо с требованием погасить кредит и заплатить штраф за просрочку.
"Чужая" кредитка
С картами -- похожая история. Особенно это касается карт мгновенного выпуска, на которых даже не указана фамилия держателя. Имея на руках документы клиента, менеджер оформляет на него выпуск кредитной карты. Причем, если клиент проверенный, то для согласования этой операции даже кредитный комитет не нужен. Проще всего "крутить" такие операции по зарплатным картам, которые зачастую имеют функцию овердрафта (краткосрочного кредита).
"Ощипанная" карта
Даже с легально выпущенной карты могут пропадать деньги. Для этого банковскому клерку достаточно просто узнать личные данные для доступа к карте через Интернет (номер и CVV-код). Это можно сделать, посмотрев на карту с обеих сторон. После этого клерк без проблем может снимать деньги с карты клиента. Обычно крадут по 10--20 долларов за раз, чтобы ни клиент, ни банк не всполошились.
"Тающий" счет
Чтобы снять деньги со счета, сотруднику банка -- мошеннику достаточно написать от имени клиента фиктивное заявление и подделать его подпись. В итоге деньги совершенно легально выдаются на руки злоумышленнику или переводятся на другой счет. Чаще всего такие операции совершаются с крупными счетами временно отсутствующих в стране клиентов и на небольшие суммы -- их исчезновения обычно просто не замечают. Снять деньги с чужого счета могут и при помощи интернет-банкинга. Обычно для этого банковскому клерку достаточно позвонить клиенту и под каким-то благовидным предлогом уточнить личные данные доступа к счетам через интернет-банкинг (логин, пароль).
"Не тот" перевод
С помощью фиктивных операций с переводами легко обманывать тех, кто перечисляет крупную сумму или осуществляет несколько переводов сразу, да еще и в разных валютах. В первом случае кассир может "случайно" завысить комиссию, а во втором -- неверно посчитать сумму перевода, напутать что-то с курсом.
Не дадим себя обмануть
Избежать обмана вполне реально. Требуйте отказ в кредите в письменном и должным образом оформленном виде. Это -- своеобразная индульгенция на случай, если вдруг через пару месяцев явятся коллекторы c требованием погасить несуществующий кредит.
К счетам и картам нужно подключить систему SMS-информирования о движении средств по ним. И тогда при любой попытке несанкционированного доступа к деньгам клиент будет получать уведомления на мобильный телефон, что позволит ему оперативно пресечь мошенничество.
Операции с крупными суммами (даже по выдачи наличности), как правило, проводятся несколькими сотрудниками банка. "Одновременные действия одного сотрудника по приему и оформлению крупной суммы также могут являться признаками незаконного присвоения средств", -- подчеркивает заместитель директора департамента экономический безопасности "Альфа-Банка" (Украина) Сергей Досенко.
Ну и, разумеется, любая операция должна подтверждаться документально, поэтому банковский работник обязан составить договор, выдать квитанцию, чек. "Необходимо внимательно относиться к подписанию договоров (депозитных и кредитных), проверять наличие подписей и печатей банка", -- советует первый заместитель председателя правления ПУМБ Сергей Черненко. И в случае каких-либо сомнений, достаточно легко проверить проведенные операции на достоверность.
Реакция на малейшие подозрения в краже денег должна быть мгновенной: надо обращаться в call-центр и от его специалистов требовать блокировки атакуемых счетов и карт. После этого необходимо сразу отправляться в головной или региональный офис, писать заявление и требовать проведения служебного расследования. И чем быстрее это будет сделано -- тем выше вероятность поимки мошенников по "горячим следам" и возвращения денег.
Как предотвратить обман
На чем обманывают | Как себя обезопасить |
1. Оформление ложных кредитов на имя клиента. | 1. Отказ в выдаче кредита требовать в письменном виде, завизированном банком. 2. Следить, чтобы клерк делал копии документов в присутствии клиента. 3. На копиях указывать цель, с которой они будут использоваться (для рассмотрения заявки на получение такого-то кредита такому-то лицу от такой-то даты). 4. При отказе в выдаче кредита, потребовать вернуть все документы и копии обратно. |
2. Выпуск фиктивных кредитных карт на имя клиента. | 1. Отказ в выдаче кредитки требовать в письменном виде, а также потребовать вернуть все документы и копии. 2. Выдача карты должна быть зафиксирована документально с подписью клиента. 3. Позвонить в службу поддержки банка и уточнить информацию о выпущенных на свое имя картах. |
3. Незаконное списание сумм с платежных карт. | 1. Ни под каким предлогом не сообщать никому ПИН-код карты и логин/пароль доступа в интернет-банкинг. 1. После проведения каждой операции картой запрашивать выписку/чек об остатке по счету. 3. Подключить GSM-банкинг, который позволит следить за всеми операциями. |
4. Незаконное снятие денег средств со счетов клиентов. | 1. По всем операциям в кассе требовать квитанцию. 2. Регулярно контролировать состояние счета и отслеживать оборот по нему. 3. Внимательно изучать предоставленные на подпись документы на предмет правильности сумм снятия. |
5. Мошенничество с денежными переводами. | 1. Перепроверять суммы переводов в квитанциях и размер комиссии. 2. Перепроверять правильность конвертации валют при переводе. 3. Уточнить у второй стороны, получила ли она перевод в нужном объеме. |
Как себя вести, если кража денег уже состоялась
1. Обратиться в call-центр банка с требованием уточнить данные о выданных на имя клиента кредитах, платежных картах.
2. При возможности заблокировать атакуемые счета.
3. В отделении банка потребовать детализацию движения по счету, а также документы, удостоверяющие все операции (сомнительные – в том числе).
4. Написать заявление в головном офисе банка и изложить все свои подозрения, приложив подтверждающие квитанции/чеки/выписки/отказы в выдаче кредита (карты).
5. При необходимости потребовать проведение служебного расследования с проверкой сотрудников на полиграфе, привлечением графологической экспертизы, вплоть до обращения в правоохранительные органы.
6. В процессе расследования ни в коем случае не соглашаться на «перевод стрелок» с банка на его служащего. От банка возмещения ущерба можно дождаться, от его работников – почти никогда. Помните, что за все происходящее в стенах банка отвечает перед клиентом именно банк.