"У меня есть два интернет-магазина парфюмерии. После введения запрета оставаться на едином налоге я просто не знаю, что делать и как быть. Мой доход -- всего 4 тысячи гривен в месяц. Общую систему я не знаю, и бухгалтера не потяну. Получается, что мне придется закрыть мое маленькое любимое дело", -- жалуется на судьбу владелица интернет-магазинов Инна Резник. Проблемы Инны связаны с новым Налоговым кодексом: если Президент подпишет без правок законопроект 7101-1, то единый налог окажется под запретом для физлиц-предпринимателей, которые ведут розничную торговлю через Интернет. Это означает, что не позже 1 апреля 2011 года все предприниматели-владельцы интернет-магазинов, зарегистрированные как плательщики единого налога, обязаны перейти на общую систему. Сейчас подавляющее большинство -- 80% -- точек онлайн-торговли сидят на едином налоге. Почти все они не смогут конкурировать с офлайном при переходе на общую систему -- их просто раздавят затраты на содержание бухгалтеров и взятки проверяющим.
Магазина может и не быть
По словам старшего юриста компании "Юримекс" Светланы Языковой, законодательство Украины не содержит четкого определения интернет-магазина, а также того, по каким именно правилам он должен функционировать.
Однако государство все же позаботилось о минимальном регулировании дистанционной торговли. Хотя мало кто знает о существовании "Правил продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений", утвержденных Минэкономики, но они есть, и ими придется руководствоваться при общении с налоговиками. Документ, в частности, определяет, что торговля в сети Интернет -- это форма продажи товаров вне торговых или офисных помещений, при которой выбор товара или его заказ не совпадают по времени с непосредственной передачей выбранного товара потребителю.
Однако конкретных принципов осуществления онлайн-торговли сформулировано не было. Более того, налоговое законодательство также не дает расшифровки понятия "розничная торговля через Интернет". "Едва ли не единственной пока еще действующей специальной налоговой нормой для торговцев онлайн следует считать требование обязательно зарегистрироваться плательщиком НДС", -- отмечает Светлана Языкова.
Интернет-магазинам с небольшим оборотом и, соответственно, минимальным месячным доходом до апреля 2011 года придется придумать новую схему работы, чтобы остаться на едином налоге. "У нас предприятие маленькое, брать бухгалтера тяжело и невыгодно, у меня только швеи и технолог. Если закрыть интернет-магазин, вообще продажи упадут", -- говорит владелец производства и интернет-магазина туристического снаряжения Григорий Мирон.
Впрочем, отсутствие законодательного регулирования в сфере интернет-торговли оставляет владельцам интернет-магазинов простор для действий, позволяющих им остаться на упрощенной системе налогообложения. Например, можно сменить вывеску, и вместо магазина появится консультационный центр или интернет-каталог, информирующий о ценах на товары или услуги. "Просто через сам интернет-магазин не нужно оформлять продажу. Интернет-магазин будет выступать неким салоном или площадкой-посредником между предпринимателем и покупателем. При этом сам сайт магазина за размещение на своей площадке объявлений будет брать символическую плату. В данном случае налоговой будет крайне сложно придраться к деятельности магазина", -- рассказал управляющий партнер ЮК "Ольга Демченко и партнеры" Ростислав Кравец.
Чем страшна общая система
Если предприниматель хочет все же осуществлять торговлю через Интернет так же, как и раньше, не предпринимая никаких действий по изменению позиционирования сайта, ему предстоит переход на общую систему налогообложения. В этом случае выживут только самые крупные интернет-магазины. Кстати, многие из "крупняка" и так находились на общей системе.
Согласно принципам общей системы налогообложения, физическое лицо-предприниматель платит по ставке 15% налог с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности. "Базой налогообложения определен чистый налогооблагаемый доход и, соответственно, прибыль отчетного периода, которые определяются путем уменьшения суммы общего дохода на суммы документально подтвержденных расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности", -- отметила Светлана Языкова.
Но переход на общую систему страшен не высокими официальными налоговыми платежами, если б только ими! "Общая система" страшна бесконечными проверками и необходимостью нанимать бухгалтера, который будет вести строгий учет доходов и расходов. При таких расходах работа интернет-магазина становится нерентабельной.
Также отказ от упрощенной системы чреват ростом социальных взносов: отчисления в Пенсионный фонд на общей системе составляют 33,2% от чистого дохода (для "единщиков" -- 33,2% от минимальной зарплаты).
Уже с января частные предприниматели будут платить единый социальный взнос. Для СПД ставка определена на уровне 34,7%. То есть, учитывая этот взнос и налог в 15%, платежи государству составят 49,7% чистого дохода. Выходом могло бы стать повышение торговых наценок и, соответственно, цен, однако тогда онлайн-магазины проиграют конкурентную борьбу с розничными сетями. "Для нашего бизнеса интернет-магазин очень важен, это наша витрина и обложка. Сейчас мы на едином налоге, и у нас в команде ряд частных предпринимателей. При переходе на общую систему вырастут цены, хоть и не сразу", -- говорит владелец сумского интернет-магазина Владимир Некрасов.
Вместо перехода на общую систему можно уйти в "тень", но это -- не выход. Каждый интернет-магазин сражается за первые места в выдачах поисковых систем за то, чтобы покупатель его легко находил. Но, разумеется, вместо покупателя запросто может прийти налоговик.
Минусы общей системы налогообложения:
1. Необходимо вести четкий и сложный учет доходов и расходов.
2. Необходимо иметь все первичные документы по расходам, иначе в налоговой могут не принять отчетность.
3. Налоговые органы более тщательно проверяют обычных предпринимателей, чем «единщиков».
4. Учитывая ставку налога на доход (15%) и размер ЕСВ (34,7%), предприниматель платит государству 49,7% своего дохода. То есть – ПОЛОВИНУ ЗАРАБОТКА!
Оптимальные решения для интернет-магазина, который собирается остаться на упрощенной системе налогообложения.
Действие Конкретизация действия Регистрация двух СПД-плательщиков единого налога СПД-1 занимается розничной торговлей, а СПД-2 – маркетинговыми и PR-услугами Подписание договора между двумя СПД Договор о предоставлении СПД-2 услуг по маркетингу (сбору информации на основе звонков) и PR-услугах (не рекламных, так как новый кодекс запретил рекламным агентствам быть плательщиками единого налога!) Смена вывески сайта Вместо «Интернет-магазина» – «Консультационный онлайн-центр – все цены на одном сайте!» Смена интерфейса сайта Удаление опций «Корзина товаров», «Заказ онлайн» Прием заказов Только по телефону Выдача клиенту квитанций, счетов и т. п. Только от имени СПД-1
По материалам //