В июле завершился тестовый период эксплуатации механизма блокировки НДС-накладных. И, к большому сожалению, эта система оказалась не готова к полноценной эксплуатации, так как она несет для бизнеса огромные коррупционные риски. Это связано с тем, что механизм остановки накладных/расчетов корректировки совершенно не защищен от вмешательства представителей Государственной фискальной службы. Ведь решения как о блокировке НДС-накладных, так и о разблокировке принимаются исключительно сотрудниками ГФС. То есть это – не автоматизированная система, как предполагалось, а полностью ручная.
Читай также: Александр Крамаренко: Торги за землю - большие хотят продешевить
Например, у специальной комиссии, которая рассматривает вопрос о снятии блокировки, по регламенту есть до пяти рабочих дней. Но мы прекрасно понимаем, что физически налоговики не смогут уложиться в этот срок. В частности, из-за того, что ситуация с блокировкой во время тестового периода явно приукрашивалась. И, скорее всего, с фактами остановки НДС-операций столкнется (или уже столкнулось) огромное количество компаний. В итоге на сотрудников фискальной службы ляжет большая нагрузка по обработке документов, с которой они не справятся.
Но ГФС от этого явно ничего не потеряет. А вот бизнес, у которого подвиснут операции, получит миллионные убытки. Ведь если у плательщика нет возможности зарегистрировать накладную, его контрагент не может зарегистрировать налоговый кредит. Он, в свою очередь, будет вынужден вкладывать свои деньги для того, чтобы выдать налоговый кредит кому-то. И так по цепочке.
Даже крупные компании, которые под эту систему не подпадают, уже получают квитанции о фактах блокировки накладных своих контрагентов. Поэтому пусть эта система “больших“ налогоплательщиков напрямую не касается, проблемы у их контрагентов, опять-таки, повлекут за собой сложности с получением налогового кредита.
Читай также: Иван Сорока и Лариса Канаровская: Деньги без пациентов
Так что вполне ожидаемо, что у отдельных представителей фискальной службы возникнет желание воспользоваться такой ситуацией. Вспомним запуск системы электронного администрирования НДС в 2015 году. Тогда суммы отрицательного значения, сформировавшиеся по декларациям. Так может случиться и сейчас, когда налоговики будут умышленно тормозить рассмотрение дел о разблокировании накладных.
Причем, у налогоплательщика нет никаких гарантий, что решение комиссии при ГФС будет положительным. Даже если операция совершенно “белая“, и компания предоставит веские аргументы для снятия блока. Более того, вполне вероятно, что комиссия будет возвращать документы по формальным причинам. За отсутствие “точек и запятых“. Вот и получается, что за те пять дней, которые отводятся на оспаривание блокировки, налогоплательщику придется собрать исчерпывающий пакет документов, с которым, при необходимости, можно обратиться в суд и доказать законность, реальность операции. Сделать это будет очень и очень сложно.
Также возникает вопрос, как фискалы намерены анализировать специфику хозяйственной деятельности на основе таблиц с данными о товарах и услугах, которые предоставляют налогоплательщики для мониторинга ГФС на предмет выявления рисков по НДС-операциям? Например, как фискалы разберутся в технологических процессах, если они не являются профильными специалистами? Поэтому та таблица, которая в теории должна была защитить бизнес от необоснованных блокировок и избавить от подачи дополнительного пакета документов, на практике оказалась бесполезной. Вот и получается, что механизм блокировки, по идее, есть, но алгоритм его применения не отработан и открывает обширные возможности для коррупции. Но, что хуже всего, главную задачу – разделить налогоплательщиков на добросовестных и “схемщиков“ – эта система в таком виде выполнить не сможет.
Вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей – о коррупционных рисках механизма блокировки НДС-накладных.
Текст является личной точкой зрения автора.