Александр Крамаренко: Что у нас реально с зарплатой и безработицей в карантин

Александр Крамаренко: Что у нас реально с зарплатой и безработицей в карантин
Александр Крамаренко / Коллаж: dengi.ua

Нехитрые подсчеты говорят, что во время карантина примерно каждый шестой остался без работы из тех, кто ее имел к моменту запуска карантина.

Нам официальные лица расскажут, что все отлично с безработицей и программы защиты наемных работников от последствий карантина сработали на отлично? Ну вот нам немного иная цифирь – она базируется на вполне официальной статистике.

Итак, смотрим на картинку и видим, что объем фонда оплаты труда(то есть все, выплаченное в виде зарплат) в первые два месяца 2020 года было примерно на 14,5% больше, чем в аналогичные месяцы 2019 года.

Читай также:

Если бы карантин не ввели, очевидно, что в марте, апреле и мае было бы примерно то же самое – ну, возможно, с небольшими отклонениями. За июнь не было еще данных на момент написания этой статьи.

Но в марте падение было по сравнению с ожидаемым уровнем(+14,5%) на 4,2%. Вроде немного? Да, и это логично: в марте карантин начался во второй половине месяца. И была надежда, что это ненадолго. Так что работодатели пытались еще что-то платить. Фактически, в марте работу потеряли примерно каждый двадцать пятый по отношению к тем, кто ее имел в начале месяца.

Читай также:

Апрель: фонд оплаты упал примерно на 1% по сравнению с апрелем-2019, то есть на почти 16% по сравнению с тем уровнем, который должен был быть. Мы ж помним, что месяц к месяцу прошлого года ожидался примерно +14,5%, да? Месяц был полностью карантинным, но отчасти в апреле выплачивались зарплаты за отработанное в марте. И при этом, в конце марта уже все знали, что карантин до начала мая, как минимум. Так что увольнения и «за свой счет» шли в полный рост. И реально в апреле не имели доходов или были уволены примерно каждый шестой из тех, кто работал в начале марта.

Май: фонд оплаты труда сократил разрыв с уровне в мае-2019 – см. картинку. Но незначительно. Так что и в мае в среднем получалось так, что без работы или в отпуске за свой счет находились примерно каждый шестой относительно того количества, кто имел работу в начале марта. Ну а как же выход на адаптивный карантин с середины месяца? Да все просто: а) сильно не все бизнесы смогли возобновиться; б) значительная часть за отработанное в мае фактически выплачивалась в июне. А по июню данных на 6 июля еще не было.

Читай также:

Кроме статистики по зарплате, еще видно, какова была динамика сбора ЕСВ. Так вот она была в январе и феврале приблизительно такая же, как с зарплатами. Март по ЕСВ имел рывок – шли выплаты увольняемым и не только, там еще сезонный рост. Но в апреле и мае – жесткая просадка, примерно на 17% ниже, чем ожидалось согласно тем тенденциям, которые мы имели в январе и феврале.

Кстати, более глубокая просадка ЕСВ по сравнению с просадкой фонда оплаты труда говорит о том, что люди с зарплатами выше 70,8 тыс грн в месяц(15 минимальных зарплат) и более увольнялись или отправлялись «за свой счет» реже, чем те, кто получал меньшие зарплаты.



x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK