В первый день июля Кабинет Министров утвердил график повышения минимальной зарплаты с 4723 грн. до 6500 грн. Как заявил глава правительства Денис Шмыгаль, для такого решения есть все основания, и увеличение минималки даст положительный экономический эффект.
Повышение МЗП произойдет в три этапа. С 1 сентября 2020 года она будет увеличена с 4723 грн. до 5000 грн., с 1 января 2021 года – до 6000 грн., а с 1 июля 2021 года – до 6500 грн. То есть в последующие 12 календарных месяцев размер минимальной зарплаты вырастет почти на 38%.
Сначала сухие цифры или ответ на простой вопрос: сколько будет стоить бизнесу инициатива по повышению размера МЗП? По последним данным Госслужбы статистики, в марте 2020 года зарплату в минимальном размере получили 3,1% штатных работников, или 232,9 тыс. человек. Если исходить из этих данных, то рост МЗП приведет к увеличению фонда оплаты труда в 2020–2021 годах до следующих значений (при условии того, что безработица не будет расти, как и количество лиц, получающих минимальную заработную плату):
- в период с 1 сентября по 31 декабря 2020 года (5000 грн. – 4723 грн.) – на 258,1 млн. грн.;
- в период с 1 января до 30 июня 2021 года (6000 грн. – 4723 грн.) – на 1,79 млрд. грн.;
- в период с 1 июля до 31 декабря 2021 года (6500 грн. – 4723 грн.) – на 2,48 млрд. грн.
Итоговый прирост фонда оплаты труда составит почти 4,53 млрд. грн. и станет, в свою очередь, объектом для начисления нескольких налогов и сборов (если считать упрощенно), а именно:
- налога на доходы физических лиц по ставке 18% в сумме 810 млн. грн.;
- ЕСВ по ставке 22% в сумме 1 млрд. грн.;
- военного сбора по ставке 1,5% в сумме 70 млн. грн.
Таким образом, инициатива по повышению МЗП с 4723 грн. до 6500 грн. приведет к принудительному изъятию оборотных средств бизнеса в 2020–2021 годах на сумму от 5,53 млрд. грн. (рост фонда оплаты труда и начислений на него).
Но это еще не все. Экономическая теория свидетельствует о наличии у правительства выбора между политикой повышения минимальной зарплаты и стимулированием создания рабочих мест. По идее, минимальная зарплата призвана снизить бедность среди тех, кто имеет работу. Вместе с тем, при неадекватном развитии экономики и производительности труда повышение МЗП может привести к росту безработицы, прежде всего за счет сокращения неквалифицированных работников, а значит, к обострению проблемы бедности. Тем более что прогнозы роста украинской экономики неутешительны: минус 4,5–8,2% ВВП в 2020 году и плюс 3,6% в 2021 году (по расчетам МВФ). То есть рост в следующем году не компенсирует падение в текущем.
В то же время, инфляция сохраняется незначительной: по итогам пяти месяцев 2020 года рост цен составил всего 1,8%. При этом, повышение МЗП практически не повлияет на конкурентоспособность и уровень налоговой нагрузки для представителей большого бизнеса, потому что такие субъекты имеют незначительную численность персонала с зарплатами, приближенными к размеру МЗП. Но все это больно ударит именно по интересам малого и среднего бизнеса, где количество нанятых работников, получающих минималку, нередко составляет четверть, а то и треть персонала.
Исходя из этого, очевидно, что повышение МЗП на 38% станет большим потрясением для предпринимателей, которые просто не смогут в условиях кризиса и фактической остановки экономической деятельности обеспечить требуемое государством повышение заработной платы. Это, в свою очередь, приведет к:
- росту налоговой нагрузки на малых работодателей;
- вынужденному увольнению части персонала или переводу сотрудников на частичную занятость, либо, что еще хуже, на неформальную занятость;
- вынужденному переносу повышения налогов на себестоимость реализованной продукции (услуг), что для потребителя выльется в рост цен, а для страны – в рост темпов инфляции;
- снижению конкурентоспособности МСБ как по отношению к крупному бизнесу, так и по отношению к альтернативной импортной продукции;
- росту социальной напряженности в стране.
Итог? Непрозрачный подход к увеличению размера минимальной заработной платы может стать одним из главных экономических псевдодостижений власти и спровоцирует вымывание оборотных средств налогоплательщиков на сумму от 5,53 млрд. грн. В таких условиях 2020–2021 годы можно будет смело охарактеризовать как годы ликвидации» среднего класса и давления на малый и средний бизнес. Эта практика неприемлема, особенно в отношении решений с широким и неоднозначным экономическим и социальным влиянием, которые крайне трудно корректировать и пересматривать.
Ничьи права не могут быть обеспечены за счет нарушения прав других.