Регулирование цен на бензин: Почему оно вредит экономике

Cергей Куюн, директор Консалтинговой группы А-95 – о том, почему в государственном регулировании цен на топливо нет никакого смысла.
Регулирование цен на бензин: Почему оно вредит экономике
Cергей Куюн / dengi.ua/

Когда правительство в середине мая приняло решение о внедрении государственного регулирования цен на нефтепродукты, отправленный уже в отставку министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства прокомментировал это следующим образом: "Это ответ на необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях".

Читай также:

Таким образом, пока длится карантин, Кабинет Министров будет устанавливать предельную цену на бензин и дизтопливо. Давайте разберемся, каким был рост цен, и, соответственно, насколько существовали основания для столь радикальных и беспрецедентных шагов, не сулящих ничего хорошего ни потребителям, ни государству, ни бизнесу.

Активные консультации с рынком по поводу внедрения госрегулирования начались еще в марте. Повод для этого безусловно был: буквально только за один лишь февраль цены на бензоколонках взлетели на 3 грн./л. Но предпосылок для такого подъема было не меньше – достаточно проанализировать события ноября 2020 года – марта 2021 года.

За этот промежуток рост цен на рынке северо-запада Европы был следующим:

  • нефть подорожала на 81% – с 37 долл. до 67 долл./барр.;
  • бензин А-95 подорожал на 76% – с 357 долл. до 629 долл./тонна;
  • дизтопливо подорожало на 75,5% – с 315 долл. до 553 долл./тонна.
  • Что в это время происходило в Украине:
  • рост оптовой цены на бензин А-95 составил 5,83 грн./л, или +30,3% – с 25500 до 33230 грн./тонна;
  • рост оптовой цены на дизтопливо был на уровне 5,51 грн./л, или +34,2% – с 19420 до 26060 грн./тонна.

При этом темпы подорожания топлива на автозаправочных станциях были ниже:

  • бензин А-95 подорожал с 24,19 грн. до 28,33 грн./л (+4,14 грн./л, или +17,1%);
  • дизтопливо подорожало с 23,46 грн. до 27,73 грн./л (+4,27 грн./л, или +18,2%).

Как видим, по состоянию на начало марта до синхронизации с закупочной ценой по бензину рознице не хватало около 1,70 грн./л, по дизтопливу – 1,25 грн./л.

Читай также:

В марте цены успели добавить 60–70 коп./л. Благо, в начале весны цены на нефть несколько охладились, но напряженность, в частности по бензину, осталась. В любом случае рост цен за указанный период был полностью обоснованным.

31 марта 2021 года Кабмин и Нефтегазовая ассоциация Украины, объединяющая крупные сети АЗС, подписали меморандум о взаимопонимании. Говорят, предусматривал он и неофициальную договоренность: правительство настаивало на заморозке цен до конца апреля. В свою очередь Кабмин пообещал предпринять меры по ликвидации каналов производства и поставок контрафактной продукции, а также нелегальных схем с кэшем и документами на топливо. Это должно было выровнять конкуренцию и снизить давление на ценники легальных игроков.

Но Кабмин свою часть договоренностей не выполнил. Силовики даже формально не отчитались. Поэтому участники рынка с чистой совестью решили синхронизироваться с существующей реальностью, тем более что розничная наценка сократилась до минимальной с 2018 года, а цены на нефть в начале мая вновь взялись тестировать отметку в 70 долл./барр. Всего за апрель оптовые цены на А-95 и дизтопливо выросли на 1690 грн. и 2060 грн./тонна соответственно (+1,27 грн. и +1,73 грн./л).

Читай также:

Об адекватности ценовых изменений в Украине говорит и другой подход к анализу. По состоянию на 11 мая динамика цен на украинских АЗС полностью лежала в фарватере изменений на европейских АЗС. Это сравнение абсолютно корректно, поскольку ценообразование в Европе и Украине является идентичным, мы закупаем топливо по тем же котировкам. При этом отметим, что Украина закупает бензин и дизтопливо с премиями в 25–35 долл./тонна (в среднем, 0,22 евроцента на литре). Таким образом, налицо даже некоторое отставание от среднеевропейского уровня.

Отсюда следует вывод, что цены на топливо в Украине полностью отвечают объективным факторам. Остается добавить, что глубоко ошибочными и даже абсурдными являются заявления чиновников о том, что на рынке существует некий сговор или монополия. Разброс цен, достигающий 25%, и обилие заправочных брендов говорят об обратном. Поэтому введение госрегулирования базировалось на некорректных утверждениях, в связи с чем есть серьезные риски дестабилизации ситуации и угрозы дальнейшему развитию рынка.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK