Украина пока не присоединилась к системе CRS (Common Reporting Standard) – системе автоматического обмена информацией о финансовых счетах в налоговых целях. Но ключевое слово здесь "пока", так как присоединение Украины к стандарту CRS запланировано на 2023 год. Когда это случится, Государственная налоговая служба сможет в автоматическом режиме получать информацию от сотрудничающих с ней юрисдикций не только о счетах непосредственно физических лиц – резидентов Украины в иностранных банках, но также о счетах принадлежащих им компаний, чьи доходы являются преимущественно пассивными (дивиденды, проценты, роялти), трастах, фондах и т. д. То есть как раз все то, что может интересовать ГНС с точки зрения контроля за исполнением требований, которые касаются КИК (контролируемых иностранных компаний).
Тем временем европейские страны с большим трудом и без особого энтузиазма, следуя 4-й, 5-й и 6-й "антиотмывочным" директивам ЕС (EU Fourth Anti-Money-Laundering Directives), движутся к созданию открытых реестров конечных бенефициарных собственников. По данным Transparency International, по состоянию на 26 мая 2021 года 24 из 27 европейских стран уже создали такие реестры. Некоторые из них не являются открытыми для широкого круга лиц. В частности, доступ в реестры Кипра, Чехии, Финляндии, Греции, Румынии и Испании закрыт для общественности. Три страны, пока не выполнившие требования европейского законодательства в этой части, – это Венгрия, Италия и Литва. Но и они рано или поздно будут вынуждены подчиниться этим требованиям.
А если добавить к изложенному выше периодические утечки данных об оффшорных компаниях (известные как Panama Papers, Paradise Papers, Pandora Papers и т. д.), и созданный на основе этих данных сайт с информацией об оффшорных компаниях и их владельцах, можно говорить о том, что всего через несколько лет у любого желающего будет доступ к данным о конечном собственнике почти любой компании.
Да уже сейчас, если знать, где искать, при желании можно многое найти о компаниях в некоторых юрисдикциях и об их украинских бенефициарах.
Конечно, если украинец нашел способ не светиться в качестве собственника иностранной компании, но при этом осуществляет фактическое управление, обнаружить это будет сложнее. На данном этапе, пожалуй, скорее, невозможно. Но когда-нибудь будет придуман механизм для выявления и такого "очень скрытого" владения.
Нужно учитывать еще вот что: когда заходит речь об отчетности по КИКам, чаще всего упоминается ежегодный отчет о КИКах и связанные с неподачей отчета (несвоевременной подачей, подачей с неполным раскрытием информации) штрафы. Но не стоит забывать, что Налоговый кодекс предусматривает также подачу уведомлений обо всех изменениях в части владения КИКами (приобретения или утраты фактического контроля над ними), и штрафы, связанные с неподачей таких уведомлений. К слову, 25 ноября 2021 года Минфин Украины опубликовал на своем сайте приказ № 512, которым он утвердил форму таких уведомлений.
Предположим, бенефициар не будет подавать отчет в надежде, что все равно этого пока никто не заметит. Но спустя несколько лет такие отчеты подавать придется, чтобы избежать риски, связанные с возможными санкциями из-за сокрытия этой информации. В этом случае может возникнуть вопрос о неуведомлении относительно приобретения доли иностранной компании (или о начале фактического контроля над ней). Ведь если отчетов не было, к примеру, в 2023–2025 годах, а в 2026 году его внезапно подали, значит в 2025 году что-то изменилось. И тогда возникнет ситуация, в которой, как ни крути, все равно будет повод для штрафа. Если не за неподачу или несвоевременную подачу отчета, то во всяком случае за неуведомление о приобретении доли или фактическом контроле.
Размер штрафов впечатляет, он будет расти из года в год, так как привязан к прожиточному минимуму (ПМ) для трудоспособных граждан на 1 января года, за который должен быть подан отчет: за неподачу отчета – 100 ПМ, за неуведомление о приобретении доли инокомпании или о получении фактического контроля – 300 ПМ.
Поэтому рациональнее вместо игнорирования отчетов и уведомлений избавиться от "балласта" – лишних иностранных компаний, которые не нужны. Провести реструктуризацию, подумать о возможных законных способах снижения налогообложения по части КИКов, а не пытаться спрятать голову в песок.