Принятый со второй попытки законопроект №7194, позволяющий конфисковать имущество россиян и граждан других стран за причастность к войне против Украины, оставил двойственные чувства. Сама идея – покрыть часть потерь Украины за счет имущества лиц, несущих ответственность за войну – логичная и правильная. Это необходимо было сделать. Но все же, на мой взгляд, законопроект прописан «как всегда». Не очень качественно…
Один из топ-чиновников отчитался, что подготовили уже 9 списков «кандидатов на попадание под санкции», куда вошло уже 12 000 физических и 2500 юридических лиц. Цифра большая. И при анализе текста законопроекта возник вопрос – насколько обосновано включение туда некоторых лиц.
Нет, безусловно, наложение ареста на «виллы Соловьева в Италии» (и возможная «потом» их конфискация) – греет душу. Также и многие другие известные фамилии, крупные российские компании - они вполне заслуженно попали в список «кандидатов на конфискацию». Но. Но…
По некоторым субъектам, которые (согласно закона) могут попасть в «конфискационный список» - есть сомнения. В первую очередь это касается крупнейших международных компаний. Целью статьи не является акцентирование непродуманности ситуации для какой-то конкретной компании, поэтому без имен и названий. Просто – поставить вопрос. А надо ли было ТАК делать?
Итак, рассмотрим ситуацию. Есть крупная международная компания (МК), у которой «дочки» в 100 странах. В том числе в РФ и в Украине. Эта МК попадает в «кандидатский конфискационный список» по критерию «уплаты налогов в РФ»:
б) фінансування або матеріально-технічного забезпечення діяльності держави-агресора, пов’язаної зі збройною агресією проти України чи окупацією/анексією її територій, зокрема шляхом: сплати податків, зборів до державного бюджету держави-агресора, якщо загальна сума таких платежів (окрім митних) за останні чотири послідовні податкові (звітні) квартали перевищує еквівалент 40 мільйонів гривень для юридичної та 3 мільйонів гривень для фізичної особи, визначених за середньозваженим офіційним курсом Національного банку України за той самий період;
В то же время «украинская дочка» является крупным налогоплательщиком в Украине, создала здесь сотни (или даже тысячи) рабочих мест, перечислила большие деньги ЗСУ и…имеет дорогие активы…
И вот здесь вопросы.
- Международная компания является крупным инвестором в Украину. Мы хотим конфисковывать активы наших инвесторов? И при этом рассчитываем на огромный рост инвестиций в нашу страну после войны? Вот есть сомнения, что такая пиар-стратегия сработает…
- Очень часто после таких конфискаций – предприятие (в данном случае – «украинская дочка») закрывается. Потеря тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. Мы точно хотим, чтобы сотрудники этой компании стали безработными и их семьи лишились средств к существованию? Зачем нам увеличение числа безработных (которое и без того к концу войны будет огромным)?
- Мы уверены, что не будет желающих «отжать вкусные активы» украинской дочки? В свою пользу – отжать? Это ведь может быть очень заманчивым для некоторых, приближенных к месту нарезания пирога. А потом – «война все спишет»?
- Если брать букву закона, то сегодня можно конфисковать активы даже у тех МК, которые вышли из России после 24.02.22. Речь ведь идет об уплаченных налогах за последние 4 квартала (3 квартала прошлого года и первый квартал 2022го – даже этот первый квартал был по времени «на две трети» мирным).
Не знаю, мне кажется этот закон 7194 – не до конца продуман. Такая норма о международных компаниях – принесет намного больше вреда, чем потенциальных (и негарантированных) поступлений в бюджет.