После саммита НАТО куча публикаций о том, что эмоциональная дипломатия уже не работает. Удивительное дело, но во времена гибридной войны именно эмоции и прямое обращение к избирателю побуждает политиков переходить от Real Politik к настоящей политике. Прежде всего, побуждает, когда речь идет о деньгах.
Саммит НАТО закончился, как и большинство предыдущих международных встреч, FB-батлом. С одной стороны те, кто считает, что результат есть, и это лучшее из того, на что мы могли рассчитывать. С другой стороны те, кто считает, что не продвинулись ни на шаг. В водовороте политических, военных событий мы привыкаем требовать большего. Иногда невозможного. А почему бы нет – иначе как побеждать?
Попробуем взглянуть на происходящее с другой точки зрения. Как на прецедент новой дипломатии, как на проявление эмоционального интеллекта (EQ). Давайте откровенно – real politik как стиль дипломатии обанкротился, мир сейчас держится на неудобных вопросах, выходах за пределы привычного и комфортного, на нарушениях дипломатического протокола и дресс-кода.
Терроризм и автократия хакнули мировую систему глобальной безопасности – гибридными войнами.
Серия новых финансовых пузырей пробует на крепость мировые финансовые институты и центробанки.
Что с этим делать? Как отвечать на новые вызовы? Пожалуй, решение - в нестандартных действиях и мерах. И именно украинские политики, дипломаты, финансисты сейчас инициируют эти тектонические смещения, смены парадигм и подходов.
Разговоры Зеленского уже в первый день войны с мировыми лидерами, обычно требовавшие недель, а может и месяцев дипломатической работы для их инициирования, проходили в течение минут. Иногда даже без привлечения правительственных каналов связи, срочно в мессенджерах, о чем упоминал сам президент Украины.
Я не очень разбираюсь в политике, а вот о финансах кое-что знаю. Помню немного жуткие предчувствия утром 24.02.22 относительно паники и возможного коллапса финансовой, банковской системы. К счастью, опасения не сбылись. Возможно, потому что НБУ оказался удивительно антиконсервативным и проактивным, хотя от центрального банка этого вряд ли стоило бы ожидать. Почти полтора года прошло с того дня, и можно отметить первые результаты новой финансовой дипломатии в исполнении НБУ.
В марте 2022 года МВФ предоставил Украине не слишком большой, но столь нужный тогда кредит по программе RFI на сумму 1,4 млрд долларов (в эквиваленте). Не мог не предоставить. И предоставил без серьезных предпосылок, на самом деле. Затем последовали примерно 10 месяцев встреч, условий, переговоров. А еще боевые действия и тяжелые потери.
Где-то в начале 2023 года уже было понятно, что правительство и НБУ выполнили свою домашнюю работу в системе координат МВФ настолько, что Фонд в рамках программы расширенного финансирования (EFF) в марте предоставил Украине беспрецедентно большую сумму кредита, как для государства, находящегося в военных действиях – более 15,6 млрд долларов на 4 года. Ради возможности согласовать новую программу с Украиной, МВФ изменил внутренние правила. В марте были утверждены изменения в политике кредитования Фонда, применяемые "в ситуациях чрезвычайно высокой неопределенности, включая экзогенные потрясения, находящиеся вне контроля власти страны и сферы их экономической политики".
Исторический факт изменения подходов в такой организации как МВФ, отметили все. Новая программа EFF для Украины – первая и пока единственная в рамках этой обновленной политики, механизмами которой в будущем воспользуются при необходимости и другие страны.
Гэвин Грей, руководитель миссии МВФ оценил происходящее так: “Национальный банк Украины реагирует на избыток ликвидности в банковской системе, в том числе путем повышения нормативов обязательных резервов, и на необходимость повысить привлекательность активов в национальной валюте с целью сохранения ценовой и внешней стабильности. С начала войны широкомасштабные чрезвычайные меры, предпринятые в условиях военного положения, помогли сохранить финансовую стабильность”.
По той программе 2,7 млрд долларов выделили сразу. Еще 886 млн долларов были получены в конце июня в результате первого пересмотра действующей сейчас программы расширенного финансирования.
Официальное заявление Фонда по итогам первого пересмотра содержит один любопытный прецедент. Точнее – впервые не содержит вопросов по поводу институциональной независимости регулятора. Вопрос о независимости НБУ уже не упоминается в ряде вызовов, которым необходимо противостоять. Хотя в предыдущих программах это было непременной частью рекомендаций Фонда. Прочитал об этом в начале недели в телеграмм-канале народного депутата Ярослава Железняка. Посмотрел в документы – да, действительно. Традиционного требования – обеспечить независимость НБУ – нет. Впервые. Видимо, потому, что международные партнеры считают этот пункт выполненным.
Случайно ли это? Нет, сигналы об этом можно увидеть и в предыдущих встречах. За месяц до утверждения текущей программы МВФ приезжала в Киев директор-распорядитель Фонда Кристалина Георгиева и 20 февраля впервые провела встречу с руководством НБУ в доме на Институтской, 9. Хотя ранее руководители МВФ отдельно с руководителями НБУ не встречались, только в рамках совместных правительственных переговоров. На таком уровне контактов подобные протокольные детали крайне красноречивы.
Естественно, Георгиева приезжала в Киев, прежде всего, для встречи с президентом Владимиром Зеленским и премьером Денисом Шмыгалем. Но официальный визит в НБУ, переговоры с правлением, встреча с сотрудниками – это те вещи, которые следует принимать во внимание.
Почти за неделю до встречи с Георгиевой главу НБУ Андрея Пышного принимала в офисе ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне Кристин Лагард – президент Европейского центрального банка, предыдущий перед Кристиной Георгиевой директор-распорядитель МВФ. Контакт, судя по всему, совсем не случаен. Потому что впоследствии ЕЦБ ужесточил требования к европейским банковским группам по ускорению их выхода из России.
В апреле 2023 года, во время собрания Всемирного банка и Международного валютного фонда, в своем интервью «Голосу Америки» Андрей Пышный подтвердил, что Нацбанк активно способствует введению все более эффективных санкций против РФ: «Санкции работают…. Работают мощно. И здесь нужно поблагодарить Соединенные Штаты, администрацию Байдена. Здесь нужно поблагодарить Европейский Союз за новые, более масштабные, смелые, глубокие пакеты санкционного давления на Российскую Федерацию. У меня были встречи в Государственном департаменте и в Министерстве финансов Соединенных Штатов и с коллегами из центральных банков».
В июне Пышный, как глава НБУ, лично обратился к руководителям центробанков стран из проукраинской коалиции, которые являются влиятельными членами FATF, – к Великобритании, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Швеции. Он накануне очередной сессии FATF призвал внести РФ в "черный список" этой организации, которая занимается борьбой против отмывания грязных денег и финансирования терроризма. На этот раз FATF не смогла решиться на это уже перезревшее решение, но есть ожидания, что процесс все же сдвинулся и впоследствии дойдет до результата.
Санкционный трек стал, по сути, отдельным направлением деятельности Нацбанка во время войны. Не дожидаясь получения специального мандата, НБУ взял на себя лидерство по теме продвижения секторальных санкций, вывода международных учреждений с токсичного рынка РФ и включения агрессора в «черный список» FATF.
Еще один интересный жест, но уже со стороны ЕБРР, случился в октябре 2022 года. Тогда президент ЕБРР Одиль Рено-Бассо и ее команда (вице-президент ЕБРР Алан Пию и управляющий директор в странах Восточной Европы и Кавказа Маттео Патроне) по дороге из Киева, где она встречалась с президентом Владимиром Зеленским и премьером Денисом Шмыгалем, решила отдельно встретиться с главой НБУ Андреем Пышным, возвращавшимся в Киев из Варшавы, со встречи с представителями МВФ. Эта беседа в придорожном МакДональдсе на окраине польского городка Замость, тоже довольно красноречивая деталь, знатоки протокола понимают, что такие вещи немаловажны.
Одиль Рено-Бассо объяснила свои мотивы: “В беспрецедентных условиях войны мы наблюдаем очень спокойную и компетентную политику центрального банка. Это лучший реальный пример того, каковы преимущества структурных реформ в Украине и почему нам нужно укреплять ее независимую судебную систему, антикоррупционные меры и другие сферы. НБУ делал все верные шаги с первого дня вторжения в Украину. Чтобы сохранить макроэкономическую стабильность, он зафиксировал обменный курс, ограничил снятие наличных денег и ввел меры по ограничению движения капитала, исключив большинство трансграничных операций. Одновременно он предлагал банкам поддержку ликвидности. Это было дальновидно и действительно помогло стабилизировать систему, что удивило многих и вызвало заслуженную похвалу”.
Критикуя результаты, требуя большего, мы, возможно, не всегда замечаем, какое место в мировой политике начинаем играть, как страна. Мы стали интересны миру, не только из-за страшной военной агрессии, но и из-за нашей способности сопротивляться. Принимать скорые, нестандартные решения. Опыт Украины стал востребованным.
Еще раз использую слово "впервые". Впервые представитель украинского центробанка – заместитель председателя НБУ Дмитрий Олейник – был приглашенным спикером ежегодного симпозиума BIS (Basel Committee on Banking Supervision – Базельский комитет по банковскому надзору) и МВФ. Этот симпозиум в очередной раз произошел в Базеле (Швейцария) в марте 2023 года, но Украина была представлена на нем впервые. Потому что НБУ сумел обеспечить бесперебойную и стабильную работу банковской системы в условиях полномасштабной войны. Кроме собственно этой темы, Дмитрий Олейник упомянул и о важности совместных санкционных усилий: «Расширение международной санкционной коалиции – еще один важный стрим НБУ. Международные банки должны прекратить свою деятельность в России. Громких заявлений недостаточно, нужны конкретные действия».
Все это как-то выходит за пределы традиционного банкирского дресс-кода – с застегнутыми последними сверху пуговицами и необременительными декларациями. Как оно воспринимается? Нормально воспринимается, если есть что положить на стол.
«Банковская система работает полноценно. Несмотря на атаки на критическую инфраструктуру, экономика приспосабливается к новым условиям, и в этом году ожидается постепенное экономическое восстановление», - уверена Кристалина Георгиева, директор-распорядитель МВФ.
И вот простой итог: Нацбанку придется и в дальнейшем выходить за пределы привычных для финансовой общественности действий и деклараций. Он будет получать еще более жесткие требования от общества именно потому, что оно уже видело определенные результаты, а теперь хочет побыстрее и больше. Хочет выполнение программы МВФ и получение предусмотренных ею средств, хочет возвращения к нормальности и «отмены чрезвычайных мер». Похоже, что НБУ готов к этому и имеет от наших международных партнеров достаточный уровень поддержки.