Издание «ЭП» обнародовало информацию о том, что в бюджете формируется дефицит 200 млрд грн для финансирования денежного обеспечения наших военных в конце 2025 года. По мнению авторов статьи, в отличие от прошлого года налоги увеличивать не придется по причине большого перевыполнения налоговых поступлений (за 1 кв + 36 млрд грн), а также прогноза роста прибыли НБУ и поступления от ОВГЗ. Минфин официально опроверг информацию «ЭП», но это не означает, что проблемы нет, по крайней мере на операционном уровне. Потенциальная нехватка указанной суммы может стать лишь верхушкой айсберга экономических проблем, надвигающихся на Украину, начиная с 2026 года.
В конце марта Правительство одобрило проект обновленного Меморандума с МВФ. Это событие прошло в основном незамеченным, разве что широкой общественности запомнился тот факт, что Фонд предоставил нам очередной транш $400 млн вместо запланированных $920 млн. Как оказалось, уменьшение суммы произошло по просьбе украинской стороны. Это важно отметить, потому что определенные «эксперты» уже начали говорить об очередной зраде. Новая редакция Меморандума, кстати, оказалась довольно интересной - если внимательно ее читать, можно увидеть многое из того, о чем власть старается не говорить.
Например, согласно документу МВФ прогнозирует, что государственный долг Украины в конце 2025 года составит 110% ВВП, или примерно 9,6-9,7 трлн грн. Напомню, что в конце прошлого года мы имели 7 трлн грн госдолга, что было эквивалентно, по разным оценкам, 90-92% ВВП. Значительный рост долговых обязательств в этом году, по прогнозу МВФ, произойдет из-за получения Украиной кредитов на общую сумму $56-57 млрд (вместо запланированных $38-39 млрд), из которых $50 млрд с погашением за счет замороженных российских активов. Но здесь есть нюанс по фамилии Трамп.
Сейчас никто не может спрогнозировать, как будут развиваться и без того сверхсложные отношения между Украиной и США. Вероятность того, что Трамп может передумать предоставлять американскую часть средств кредита G7 по причинам, которые известны только ему, далеко ненулевая. Также американская сторона вполне может решить начать размораживание заблокированных активов рф. К тому же, из-за глобальной тарифной войны и многомиллиардных убытков от «трамповских тарифов» другие партнеры Украины могут пересмотреть свои обязательства по выделению кредитов за счет замороженных российских активов в сторону уменьшения.
Если так произойдет, Украина вполне может оказаться один на один с долговой удавкой, превышающей 100% ВВП и высокими рисками ведения бизнеса в стране из-за неопределенности в сфере безопасности. Это значительно усложнит привлечение инвестиций для послевоенного восстановления и минимизирует вероятность выхода украинской экономики на двузначные темпы роста. А без таких темпов мы не сможем быстро догнать довоенный уровень и обеспечить необходимый уровень военных расходов и расходов развития.
Также, согласно Меморандуму, украинское правительство и МВФ договорились в течение 2026-2028 годов увеличить налоговую нагрузку на экономику суммарно на 3-4% ВВП. Это будет полезно узнать тем, кто до сих пор мечтает о либерализации государственной экономической политики после войны и проведения выборов. Даже новая власть вынуждена будет выполнять документ, который подписала действующая, ведь там стоит подпись от имени Украины. К тому же учетную ставку НБУ планируется поднять до 16-17%, что означает, что дешевых кредитов для бизнеса в ближайшем будущем скорее всего не будет.
Из документа следует, что Минфин вместе с НБУ планируют за счет полученных в 2025 году кредитов заместить 680 млрд грн внутренних долгов. По мнению украинского экономиста Даниила Монина, у банков после этого появится свободная ликвидность на сумму примерно $15 млрд. Но и тут бесполезно мечтать о кредитах для бизнеса, ведь, согласно Меморандуму, к 2026 году ставка по 3-месячным депозитным сертификатам НБУ вырастет до 20% годовых. Монин считает, что банки вложат дополнительную ликвидность в этот простой и безрисковый актив, получив годовую прибыль как минимум 200 млрд грн. Не говорите потом, что бедные и несчастные банки не следует облагать налогом по ставке 50% на прибыль, ведь эту прибыль их буквально «заставляет получать» НБУ.
По мнению эксперта, при таком развитии ситуации, сам НБУ может оказаться перед проблемой, где взять деньги, чтобы обеспечить необходимую доходность депозитных сертификатов. Скорее всего, Нацбанк будет действовать по схеме 2024 года - девальвирует гривну настолько, чтобы получить необходимую сумму посредством переоценки международных резервов, объем которых на конец 2025 года, по прогнозу МВФ, будет $56,8 млрд. Общая ситуация с финансами может показаться контролируемой, но это не так.
Если до 2026 года российско-украинская война закончится, то партнеры Украины, скорее всего, значительно сократят объемы экономической помощи Украине. МВФ в свою очередь потребует сократить дефицит бюджета, по экспертным оценкам, по крайней мере до 10% ВВП. Сделать это будет крайне трудно, ведь у нас останутся немалые военные расходы вместе с социальными обязательствами. Где взять деньги Украине, которая потеряла почти 20% территорий, получила долг выше 100% ВВП и риски, которые делают практически невозможным привлечение масштабных прямых иностранных инвестиций?
Добавьте сюда фактор Трампа и станет понятным, что Украине нужен «план Б» для развития экономики, начиная с 2026 года. Почему именно «план Б»? Потому что «план А» действующее правительство подписало, заключив обновленный Меморандум с МВФ и взяв на себя обязательства, препятствующие нормальному развитию украинского бизнеса. Начинать дискуссию о том, где взять деньги, необходимо уже сегодня - на уровне парламента и экспертной среды. Эта дискуссия нужна еще «на вчера» и она непременно должна вывести нас на более глубокую дискуссию о том, какой должна быть наша экономическая стратегия в послевоенное время.