Банки стали чаще блокировать счета украинцев: почему так происходит

Юристы выделили несколько наиболее частых оснований для действий финучреждений по ограничению доступа к средствам своим клиентам.
Ryan Born / unsplash.com
Ryan Born / unsplash.com

Украинские банки усилили контроль за движением средств и активностью на счетах граждан, что привело к росту случаев блокировки счетов. Об этом пишет «Телеграф», передают Dengi.ua.

Отмечается, что согласно постановлению Национального банка Украины №65 от 19 мая 2020 года, финучреждения получили расширенные полномочия по проведению финансового мониторинга. Это позволяет банкам проверять операции клиентов, временно блокировать или даже закрывать их счета.

Читай также:

Сообщается, что юристы выделяют несколько наиболее частых оснований для таких действий, а именно:

  • Несоответствие финансового поведения профилю клиента.

При открытии счета клиент указывает примерный объем ежемесячных поступлений. Если поступления долгое время соответствовали заявленным, а затем внезапно значительно выросли без уведомления банка и подтверждающих документов, счет могут приостановить до выяснения обстоятельств.

  • Подозрительные операции.

Блокировка часто происходит, когда на карту начинают регулярно поступать многочисленные переводы от разных отправителей, даже если суммы небольшие — например, 500–1000 грн. В таких случаях банк может заподозрить, что клиент фактически ведет предпринимательскую деятельность, и посчитает, что такие средства должны поступать на счет физлица-предпринимателя (ФЛП).

  • Операции, связанные с криптовалютой.

Любые переводы, указывающие на возможную торговлю цифровыми активами — взаимодействие с криптобиржами, брокерами и т. п. — могут вызвать подозрение. В Украине такая деятельность пока не полностью урегулирована законом.

  • Нетипичные операции или частое снятие наличных.

Подозрение вызывают как частые поступления небольших сумм, так и единичные крупные операции. В разных банках порог «значительных сумм» может варьироваться от 10–20 тыс. грн до 50 тыс. грн и выше.

  • Назначение платежей с "триггерными" формулировками.

Банки могут обратить внимание на переводы с пометками «за крипту», «обмен валют», «за товар/услугу», если средства поступают не на счет ФЛП, а частного лица. Также настороженность вызывают частые переводы с назначением «возврат долга».

  • Отсутствие официальных подтверждений доходов.

Если клиент не может документально подтвердить источник поступлений, банк вправе временно ограничить доступ к счету. Для проверки подходят налоговые декларации, справки из налоговой (ОК-5, ОК-7), зарплатные справки, документы о продаже имущества или получении наследства.

  • Игнорирование запросов банка.

Если клиент не отвечает на запросы финучреждения или предоставляет неполные/недостоверные данные, счет также может быть заблокирован. Для ФЛП особенно важно дважды в год обновлять налоговую декларацию в интернет-банкинге — в противном случае система может автоматически ограничить доступ к средствам.

Ранее Dengi.ua сообщали, что даже в случае блокировки счета клиент банка сохраняет право на использование части средств и защиту определённых социальных выплат.

Также Dengi.ua писали о том, что более 50 млрд грн чистой прибыли получил государственный ПриватБанк по итогам 9 месяцев 2025 года.



Следите за нашими новостями и видео
  • YouTube
  • Facebook
  • Telegram
  • Google News

ТОП-Новости