Украинские банки усилили контроль за движением средств и активностью на счетах граждан, что привело к росту случаев блокировки счетов. Об этом пишет «Телеграф», передают Dengi.ua.
Отмечается, что согласно постановлению Национального банка Украины №65 от 19 мая 2020 года, финучреждения получили расширенные полномочия по проведению финансового мониторинга. Это позволяет банкам проверять операции клиентов, временно блокировать или даже закрывать их счета.
Сообщается, что юристы выделяют несколько наиболее частых оснований для таких действий, а именно:
- Несоответствие финансового поведения профилю клиента.
При открытии счета клиент указывает примерный объем ежемесячных поступлений. Если поступления долгое время соответствовали заявленным, а затем внезапно значительно выросли без уведомления банка и подтверждающих документов, счет могут приостановить до выяснения обстоятельств.
- Подозрительные операции.
Блокировка часто происходит, когда на карту начинают регулярно поступать многочисленные переводы от разных отправителей, даже если суммы небольшие — например, 500–1000 грн. В таких случаях банк может заподозрить, что клиент фактически ведет предпринимательскую деятельность, и посчитает, что такие средства должны поступать на счет физлица-предпринимателя (ФЛП).
- Операции, связанные с криптовалютой.
Любые переводы, указывающие на возможную торговлю цифровыми активами — взаимодействие с криптобиржами, брокерами и т. п. — могут вызвать подозрение. В Украине такая деятельность пока не полностью урегулирована законом.
- Нетипичные операции или частое снятие наличных.
Подозрение вызывают как частые поступления небольших сумм, так и единичные крупные операции. В разных банках порог «значительных сумм» может варьироваться от 10–20 тыс. грн до 50 тыс. грн и выше.
- Назначение платежей с "триггерными" формулировками.
Банки могут обратить внимание на переводы с пометками «за крипту», «обмен валют», «за товар/услугу», если средства поступают не на счет ФЛП, а частного лица. Также настороженность вызывают частые переводы с назначением «возврат долга».
- Отсутствие официальных подтверждений доходов.
Если клиент не может документально подтвердить источник поступлений, банк вправе временно ограничить доступ к счету. Для проверки подходят налоговые декларации, справки из налоговой (ОК-5, ОК-7), зарплатные справки, документы о продаже имущества или получении наследства.
- Игнорирование запросов банка.
Если клиент не отвечает на запросы финучреждения или предоставляет неполные/недостоверные данные, счет также может быть заблокирован. Для ФЛП особенно важно дважды в год обновлять налоговую декларацию в интернет-банкинге — в противном случае система может автоматически ограничить доступ к средствам.
Ранее Dengi.ua сообщали, что даже в случае блокировки счета клиент банка сохраняет право на использование части средств и защиту определённых социальных выплат.
Также Dengi.ua писали о том, что более 50 млрд грн чистой прибыли получил государственный ПриватБанк по итогам 9 месяцев 2025 года.


