Глава "Росатома" Алексей Лихачев ранее заявлял о подготовке масштабной программы по возобновлению работы Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС). Однако с сентября 2022 года станция остается неработающей: все шесть энергоблоков находятся в состоянии холодной остановки, а электроэнергия поступает с территории Украины.
Об этом пишет «Экономическая правда», анализируя, смогут ли оккупанты подключить ЗАЭС.
Отмечается, что до завершения боевых действий восстановление работы ЗАЭС невозможно, поскольку сохраняются угрозы безопасности и остаются нерешенными ряд сложных вопросов. Среди ключевых проблем издание выделяет следующие:
- Оборудование станции продолжает деградировать. По словам генерального директора ЗАЭС Руслана Карикова, из-за милитаризации территории, недостаточного технического обслуживания, отсутствия ремонта и нехватки квалифицированных специалистов ситуация на объекте только ухудшается.
- Возник дефицит воды, необходимой для охлаждения реакторов. Особенно острой проблема стала после разрушения Каховской ГЭС в июне 2023 года, в результате чего станция лишилась основного источника водоснабжения. Водоем-охладитель остается на критически низком уровне: на 7 марта 2025 года его глубина составляла 14,12 метра, чего хватает лишь для поддержания холодного останова энергоблоков.
- В текущих условиях станция не способна передавать электроэнергию. "Практически все линии, за исключением двух, ведущих на подконтрольную Украине территорию, повреждены. Вопрос о вводе в эксплуатацию энергоблоков пока не рассматривается", — поясняет Кариков.
«Президент "Энергоатома" Петр Котин неоднократно заявлял, что Россия не сможет подключить станцию к своей энергосистеме или интегрировать ее с оккупированными территориями. "Правильным решением для Украины будет предотвратить такие попытки, и я уверен, что наши Вооруженные Силы готовы к этому", — подчеркивал он. Однако дальнейшая судьба станции в случае прекращения огня остается неопределенной», - пишет ЭП.
4. Неизвестно текущее состояние ядерного топлива. При этом его эксплуатационный срок, установленный компанией Westinghouse, вскоре подходит к концу. Четыре из шести реакторов работают на американском топливе, в то время как два содержат остатки российского.
«Все эти факторы создают потенциальную угрозу ядерной и радиационной безопасности не только для Украины, но и для всего континента. По мнению Котина, ситуация на захваченной станции остается критической», - подчеркивает издание.
Можно ли воспринимать заявления "Росатома" о возвращении станции в эксплуатацию всерьез?
Как считает бывший главный инженер Чернобыльской АЭС Николай Штейнберг, такие заявления больше носят политический характер. "Во время войны тратить огромные суммы на восстановление объекта, который в дальнейшем может снова оказаться под угрозой, — крайне нерационально", — считает он.
Эту точку зрения разделяет источник издания в украинском правительстве. "На данный момент подобные заявления не заслуживают серьезного внимания. Если же будет достигнуто соглашение о перемирии или мире — это уже другая ситуация", — отметил он.
По мнению опрошенных изданием экспертов, возобновить работу ЗАЭС возможно, но потребует значительных финансовых и временных затрат.
«Технические сложности есть, но они не являются непреодолимыми. Однако ситуация на данный момент настолько нестабильна, что прогнозировать что-либо сложно. Если представить наихудший для Украины сценарий, при котором станция останется под контролем России, то её восстановление теоретически возможно», — заявил представитель одной из энергокомпаний По его оценке, к лету следующего года можно запустить два энергоблока, а к концу зимы — три-четыре. Полноценная работа всех шести блоков невозможна без восстановления Каховской ГЭС и обеспечения станции необходимым количеством воды», - сообщает ЭП.
В то же время, пока обсуждать возможный перезапуск станции преждевременно, особенно в условиях присутствия российских военных. Президент Украины Владимир Зеленский в ходе последней встречи с главой МАГАТЭ Рафаэлем Гросси вновь заявил о необходимости возвращения ЗАЭС под контроль Украины. Судьба станции также обсуждалась в ходе переговоров с президентом США Дональдом Трампом, однако четких решений пока не принято.
«В свою очередь, Россия, вероятно, попытается сохранить контроль над объектом. "Логика очевидна: зачем строить новую генерацию на 6 ГВт, тратя десятки миллиардов долларов, если можно просто завладеть готовым объектом? С экономической точки зрения этот сценарий весьма выгоден для России", — отметил источник ЭП в украинском правительстве. Однако делать прогнозы относительно дальнейшей судьбы станции пока сложно», - резюмирует издание.
Ранее мы писали о том, что, по словам министра энергетики Германа Галущенко, уровень воды на ЗАЭС не позволяет эксплуатировать реакторы станции.