Сегодняшняя экономика ищет новые инструменты своего развития. Одним из таких инструментов называют новую валюту - биткоин, которой пророчат уровень международной валюты. Да, сегодня, когда большинство стран заговорило о придании своим экономикам статуса цифровых экономик, невольно хочется поддаться этой идее. Кому, как не биткоину, стать своеобразной валютой будущего? И раз есть реальный биткоин, завоевывающий себе территорию, то и странам, чтобы быть в тренде, нужно укреплять свои реальные позиции и плацдармы в его системе и объявлять свои экономики цифровыми, а то можно не успеть занять место в уходящем вагоне…
Деньги как религия
Но если не поддаваться на красивые рассказы и завлекалки, задуматься на минуточку и проследить путь, которым следовала экономика нашей цивилизации, и, в особенности, уделить внимание развитию системы денег, то можно сделать другие выводы. С уверенностью могу сказать, что методологические вопросы теории экономики и, в частности, краеугольный вопрос экономической теории, такой, как категория стоимости - и по сей день остается открытым. Со времени создания современной экономической науки, читай - религии - никто из ее проповедников-“ученых“-экономистов материального кванта стоимости показать не смог. Это пытались сделать и Адам Смит, и Давид Риккардо, и Вильям Пети, и Карл Маркс, и наши современники, но воз и ныне там. А раз так, тогда остается открытым и вопрос сущности денег, что же они идентифицируют? Безразмерную единицу, не имеющую материального воплощения? Святой дух? Тогда в этой ситуации форма денег в обменных процессах играет второстепенную роль. Это подтверждается тем, что форма денег была представлена от ракушек каури на ранних стадиях зарождения товарно-денежного обмена до золотых червонцев в недавнем прошлом, или приобрела форму уже архаичных сегодня банкнот, которые активно вытесняются банковскими карточками, а теперь принимают форму нового героя нашего времени - биткоина.
Читай также: Курс биткоина на сегодня - онлайн хроника криптовалюты
Деньги всегда имели форму (ракушки, шкуры, соль, зубы, камни острова Яп, медь, золото и т.д.), а форму их «мундира» определяли все же люди, договариваясь о значении “нашивок“ на мундире (пенс - рядовой, сто долларов - генерал). Развивались технологии, а с ними менялась и форма денег. Развитие металлургии открыло дорогу металлическим деньгам, изобретение печатного станка породило бумажные деньги, компьютерные технологии дали миру электронные деньги. Появилась возможность в очередной раз усовершенствовать систему денежного обращения, поднять ее на более удобный для пользователей уровень. Как нам известно, деньги являются виртуальной формой товара, его абстрактным воплощением. В ней он теряет как свои физические качества (вес, объем, плотность), так и все множество качеств потребительских (функциональных), то есть то, что отличает товары друг от друга (инструмент, металл, дерево, автомобиль, одежда, еда, жилище и т.п.). Денежная форма удобна кроме этого еще и тем, что может волшебным образом в акте обмена превращаться (трансформироваться) в форму любого физического товара без затрат материальных и трудовых.
Деньги позволили сделать систему обмена (рынок) независимой ни от места, ни от времени, ни от масштабов обмена. Он приобрел гибкость (обмен перестал задерживаться из-за отсутствия подходящего у покупателя товара, нужного для продавца товара, который одновременно выступал и в качестве покупателя), мобильность (денежный обмен стал осуществляться в любом месте даже без наличия товара в месте сделки), дисперсность (мельчайшая функционирующая “клетка“ обмена стала существовать одновременно в огромном количестве торгующих агентов с колоссальным ассортиментом товаров, обладающих малой стоимостью, так как денежные единицы могли размениваться на более дробные мелкие составные части в отличие от товара, обладающего натуральной формой (от козы или коровы кусочек не отрежешь).
Деньги как информация
Деньги с самого их рождения и по настоящее время выполняют одну из своих специфических функций - информационную. Информация (в качестве смыслов), как известно, может безгранично упаковываться, что обеспечивает деньгам, с одной стороны, компактность (занимают малое место, легко транспортируются и перемещаются) в зависимости от эпохи (монеты, банкноты, банковские карточки, электронные платежи). С другой стороны, деньги, как информационная форма, практически “воздух“, имеют широкий диапазон последующих трансформаций, чудесным образом превращаются в любую материальную форму товара по желанию покупателя. Но, несмотря на достоинства денег, у них во все времена были недостатки, от которых хотелось избавиться - их подделывали и воровали. И не только фальшивомонетчики, но и правители (известны подделки монет уже во времена Римской Империи при императоре Нероне), что уже тогда порождало бунты народа и армии. Это свойственно и биткоину - интернет пестрит этими сообщениями.
Читай также: Полсотни миллионов долларов в биткойнах украли хакеры
Так, 7 декабря 2017 года со счетов сервиса покупки и продажи вычислительных мощностей для создания новых криптовалют NiceHash было украдено 4,7 тыс. биткоинов на сумму более $70 млн. Сегодня эти суммы в разы больше и никто за это не наказан. Потому возникает вопрос - кто возьмет на себя ответственность за осуществлением контроля за соответствием биткоинов истинному товарному рынку, который они стремятся представлять в информационном поле истинно и реально. Хотя истинность не является целью майнингующих биткойны, их цель - получение прибыли на ровном месте - вычисление хэшей. Но при исчезновении криптовалюты со счетов взываются голоса к тому, кто все же упорядочит этот беспредел. То есть встает вопрос о государственном контроле. А тогда все государственные институты контроля за денежной системой будут биткоины оберегать и регулировать их количество. Таким образом майнит (производить) их кому угодно, читай - проводить эмиссию - будет не позволено.
Биткоин под одной крышей
Учитывая, что биткоинам пророчат роль международной валюты, то это потребует перевода всей платежной системы мира под одну крышу, что на данный момент в обозримом будущем нереально. Хотя, как ни странно, современная мировая система работает именно так. Федеративная резервная система США не что иное, как частный эмиссионный центр мировой валюты - доллара США. При этом национальные денежные системы работают в автономных режимах, привязываясь в международных сделках к доллару, который опосредовано влияет и на уровень внутренних цен. Внутренние цены постоянно растут и в этом феномен нашей ортодоксальной экономики. Этот феномен включает два фактора объективный и субъективный. В основе объективного лежат материальные затраты, имеющие свое количественное выражение в ценах прошлого периода, куда вставлена и прибыль. В основе субъективного лежат наши мысленные пожелания получить прибыль, основанные на нашей алчности и жадности, не имеющие под собой материальной основы. Они сориентированы на уровни банковских процентов, рентабельность производства, биржевые котировки и пр., что безосновательно увеличивает цену товара, поступающего в следующий цикл потребления или производства и неминуемо в будущем влечет за собой увеличение объема заработной платы, чтобы можно было купить товары, произведенные в новом производственном цикле. Так цикл от цикла наши желания богатеть раскручивают спираль инфляции до черты кризиса, делают нас беднее.
Это становится возможным в связи с тем, что категория стоимости, как дух, в экономической религии остается невыясненной величиной по ряду причин. Такими причинами можно назвать, во-первых, возможность элементарного обмана при продаже, во-вторых, смысловой глубиной и тонкостью формирования данного понятия, в-третьих, инертностью мышления, заставляющей проскакивать сознание через эту глубинную точку истинности и двигаться по накатанной колее к новому кризисному тупику. Вот тут-то и выходит на сцену цифровая экономика, способная решить эту задачу, ведь цифра не резина, не может растягиваться, как инфляция при денежной эмиссии. Еще в 1880 г. Украинский ученый С.А.Подолинский в своем труде “Труд человека и его отношение к распределению энергии“ описал материальную сущность стоимости. Он определи ее, как энергию солнца, накапливаемую в растениях и сосредоточенную в природной среде и недрах (уголь, газ, нефть, дрова, солома и пр.). Сегодня сюда можно отнести и гравитационную составляющую (гидростанции используют падение воды), ядерную энергию и пр. Несмотря на то, что К.Маркс, ознакомившись с работой С.А.Подолинского, отказался от своей идеи трудовой теории стоимости, заложенной в “Капитале“, и запретил его печатать Ф.Энгельсу, тот издал не вышедшие при жизни К.Маркса тома “Капитала“, которые оказали существенное влияние на общественно-политическою мысль. Энергетическая теория стоимости С.А.Подолинского на долгие годы оказалась забытой, а трудовая теория стоимости К.Маркса была использована в классовой борьбе пролетариата за власть и восторжествовала.
Читай также: Депутаты накупили криптовалюты на 195 млн гривен – СМИ
Сегодня, когда запутанные цепочки транзакций легко вычислить с помощью компьютеров, то энергетические цепочки в производстве товара вычислить еще проще. Это невозможно было сделать в XІX веке - отсутствовала измерительная аппаратура и вычислительная техника. Поэтому идеи С.А.Подолинского о том, что стоимость товара создавалась физической силой крепостных крестьян, пашущих землю плугами или кузнецов, ковавших металл в кузнях, а также паровыми машинами, сегодня верна, только с одной поправкой. В наше время практически все производственные процессы осуществляются с помощью рукотворной энергии, полученной из недр природы в энергоагрегатах, подобно ее получению телом человека в химических реакциях, но в наши дни доля человеческой энергии в производстве по оценкам экспертов составляет только 1%.
Майнеры против госструктур
Мы все знаем, что современные урожаи получаются благодаря использованию энергетически мощных тракторов, комбайнов и других энергоагрегатов и оборудования, металл плавиться в электропечах, в машиностроении используются энергооснащенные конвейерные линии, с помощью энергии изготавливаются стройматериалы, возводятся здания и сооружения, транспортируются миллионы тонн грузов, осуществляется множество процессов и операций (в т.ч. и компьютерами). Поэтому контроль за всеми этими процессами возможен только со стороны государственной структур, а не майнеров. Привязка национальных валют к энергетическим единицам, которые можно точно идентифицировать измерительными приборами и выразить цифрой, а не к биткоинам, позволит привести мировую стоимостную систему к точному ее отражению в денежной системе как к общему знаменателю, избавит ее от инфляции, возникающей субъективно, устранить элементы обмана, существующего при товарном обмене и распределении дохода.
Читай также: Турция рассматривает идею собственной криптовалюты
Это большая, масштабная, комплексная работа, которая требует нового мышления - цифрового, конкретно энергетического, а не абстрактно-финансового. В такой информационной среде кража валюты будет исключена, так как ее необъяснимое появление будет проявляться соответствующим образом. Определенные подходы к этой модели разработаны в квантово-информационной теории (КИТ) су-п-с-оники (субъективное преобразования среды), куда большой вклад внесли украинские ученые, такие как С.А.Подолинский, В.И.Вернадский, Н.Д.Руденко и др. Поэтому предрекать роль мировой валюты биткоину, который создается флибустьерами финансового океана и не ставит своей целью отразить все движение потребительных стоимостей, возникающих в мировом хозяйственном организме благодаря генерируемым в нем энергопотокам - не совсем логично.
Ранее сообщалось, что Forbes составил рейтинг людей, разбогатевших на криптовалюте.