Украине крайне важны договоренности о программах спасения от коронакризиса в ЕС и программа последующего восстановления.
Об этом сообщают Деньги.
Три причины почему это важно:
- Быстрое восстановление европейской экономики означает высокий спрос на украинские товары на еврорынке. А значит – валютные поступления в Украину от экспорта в ЕС.
- Быстрое восстановление европейской экономики означает высокий спрос на украинских работников в Европе. Значит, сохранится высокий уровень валютных переводов в Украину.
- Наличие согласованных программ поддержки экономики в ЕС позволяет Украине рассчитывать на получение грантовых и кредитных программ поддержки.
Текущее состояние дел – страны-члены ЕС активно продвигаются к достижению договоренности о программе восстановления весом в 1 триллион евро, которая будет действовать в 2021-2027 года, но еще и продолжается обсуждение расширение программы на 1,8 триллиона евро по противодействию кризису, которая действует отчасти уже сейчас.
Вечером в четверг, 23 апреля лидеры Евросоюза договорились о создании чрезвычайного фонда в триллион евро для помощи в восстановлении после пандемии коронавируса. Но главную и самую спорную деталь оставили на потом.
Из-за пандемии 27 лидеров провели четырехчасовой саммит в формате видеоконференции. Обсуждалась программа восстановления на 2021-2027.
Размер программы - около 1% от общего ВВП ЕС на несколько лет - эта цифра долгое время была одним из самых спорных вопросов для его членов. Но, похоже, эта цифра согласована. Второй важнейший пункт – формат предоставления помощи. Южные страны ЕС, в наибольшей степени нуждающиеся в поддержке, настаивают на грантовом характере программы, "северяне" - на кредитной. Фактически речь уже идет об оформлении такой программы в виде выпуска "вечных", непогашаемых облигаций.
Что ж, президент Франции Эммануэль Макрон после завершения переговоров сказал, что между правительствами стран ЕС пока еще сохранаются разногласия по данному вопросу: гранты(трансферы) либо кредиты. ФРГ занимает умеренную позицию, Нидерланды выступают за кредитный формат, а также Австрия, Дания, Швеция, Финляндия, которые считают политику южных стран ЕС фискально безответственной.
Премьер-министр Италии Джзеппе Конте настаивал на сумме в 1,5 трлн евро и продолжает настаивать на грантовом характере программы.
Чиновники и дипломаты, близкие к переговорам заявили, что глава Европейского центрального банка Кристина Лагард сказала лидерам, что пандемия может сократить от 5% до 15% ВВП еврозоны.
К счастью, это не единственнй прогноз: согласно опросу экспертов, проведенному Reuters, экономический рост в еврозоне к 2020 году сократится на 5,4%, что сделает его худшим годом с момента введения единой валюты в 1999 году. Но это все же лучше, чем последний прогноз Международного валютного фонда о снижении ВВП ЕС на 7,5%.
Понятно, что наиболее весомы мнения ФРГ и Франции – самых крупных экономик ЕС после Брекзита. Канцлер Германии Ангела Меркель заняла примирительную позицию, публично призвав к созданию крупного фонда восстановления после саммита: "Для Германии дела пойдут хорошо только в том случае, если они пойдут хорошо и в Европе в целом". Центристскую позицию занимает и Франция.
Что дальше: Европейская комиссия, исполнительный директор ЕС должны к 6 мая представить подробные предложения.
Президент ЕвроКомиссии Урсула фон дер Лейен напомнила, что страны ЕС уже предоставили государственную помощь на сумму 1,8 триллиона евро, чтобы смягчить экономический удар, и намекнула, что новый фонд восстановления составит порядка триллиона евро.
Лейен пояснила, что решение состояло в том, чтобы увеличить сумму, которую каждое правительство ЕС будет обязано вносить в фонд восстановления, если это необходимо, увеличив ее до 2% от валового национального дохода (ВНД) с нынешних 1,2%. Наиболее важный итог встречи 23 апреля - правительства стран-членов ЕС должны были предоставить неявную гарантию для выпуска общих облигаций, своего рода "условное обязательство". Это весьма высоконадежные бумаги – их кредитный рейтинг является наиболее высоким из возможных в принципе(ААА), так как они гарантируются долгосрочным бюджетом ЕС. "Мы медленно движемся к некоторой форме совместного долга. Мы никогда не назовем это "коронабондами" или "еврооблигациями", и они будут подняты Комиссией, а не государствами-членами вместе", - сказал высокопоставленный дипломат ЕС, участвовавший в саммите.
Напомним, продолжение и смягчения карантина обсудили на совещании в Офисе президента.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook