В Верховной Раде рассматривается так называемый "банковский" законопроект, принятие которого - одно из условий сотрудничества Украины с Международным валютным Фондом. Он несет с собой массу изменений, касающихся как функционирования банков, так и полномочий регулятора.
Об этом сообщает UBR.ua со ссылкой на исполнительного директора Независимой ассоциации банков Украины Елену Коробкову.
Так, изменения коснутся новой структуры капитала, корпоративного управления и требований к руководителям, правил раскрытия банковской тайны, надзора Национального банка и так далее. Например, структура банковского капитала фактически становится трехуровневой и формируется из:
- основного капитала 1 уровня;
- дополнительного капитала 1 уровня;
- капитала 2 уровня.
Кроме того, законодательно разрешается введенный ранее НБУ инструмент с условиями списания/конверсии, который будет входить в дополнительный капитал 1 уровня и позволяет осуществлять обмен обязательств на акции в случае недостаточности капитала; внедрение буферов капитала, которые должны формироваться сверх значения норматива достаточности капитала и фактически являются дополнительным механизмом обеспечения платежеспособности банков.
"Положительный эффект изменений очевиден, ведь стабильная работа банковского учреждения при реализации кризисных явлений – это не только залог спокойствия вкладчиков, но и возможность получения финансирования для бизнеса и потребителей", – говорит Коробкова.
Помимо прочего, законопроектом урегулированы важнейшие вопросы о правилах раскрытия банковской тайны. В частности, наконец-то может быть введено очевидное, но на практике проблемное положение относительно приоритета закона "О банках и банковской деятельности" при определении правил раскрытия информации, содержащей банковскую тайну.
"Указанная норма обеспечивает единый постоянный подход относительно раскрытия банковской тайны и позволит клиентам банков четко осознавать пределы сохранения банковской тайны", - указала Коробкова.
Среди нововведений корпоративного управления банков дискуссию среди банков вызывает норма, которая устанавливает, что председателем комитета по вопросам аудита (аудиторского комитета), комитета по управлению рисками и комитета по вопросам вознаграждений системно важного банка должен быть назначен независимый директор.
"Введение независимых директоров объясняется эффективностью привлечения профессиональных специалистов с независимыми взглядами, которые обеспечивают доверие внешних контрагентов банка. Предложенные нововведения в определенной степени ограничивают полномочия акционера, посягающие на возможность акционера реализовывать своевременную политику предотвращения неплатежеспособности банка ввиду того, что ответственность за поддержание регулятивного капитала на достаточном уровне является обязанностью именно акционеров – владельцев существенного участия", – говорит Коробкова.
С учетом усиления надзорных возможностей Национального банка, совершенствования требований к системе управления рисками и капитала, требования о независимости членов совета – глав комитета по вопросам аудита (аудиторского комитета), комитета по управлению рисками и комитета по вопросам вознаграждений выглядят необоснованным ограничением участия в управлении банком акционера, считают банкиры.
Напомним, ранее стало известно, какие положения содержатся в "банковском" законопроекте.