Поcле посадки в самолет нам сообщили, что он неисправен. Потом подогнали второй, но при взлете у него произошло возгорание. Самолет успешно посадили, а пассажиров спустя пару часов расселили в отель возле аэропорта. В Стамбул мы все же добрались, но на следующий день. Мне кажется, что в данной ситуации мои права как клиента были нарушены. Могу ли я получить денежную компенсацию? Как себя правильно вести в такой ситуации? Маргарита, Киев
Если рейс был задержан от 2 до 4 часов, то, согласно ст. 106 Воздушного кодекса Украины, перевозчик обязан предоставить пассажирам питание и прохладительные напитки соразмерно дальности полета. Если задержка рейса превышает 5 часов, перевозчик должен предложить пассажиру или измененный маршрут к месту назначения, или возмещение стоимости перевозки (на это дается 7 дней). Пассажир в свою очередь имеет право самостоятельно выбрать, какой из этих двух вариантов ему подходит больше всего. «Если рейс был перенесен на следующий день, авиаперевозчик обязан предоставить пассажирам не только номера в гостинице и питание, а также трансфер по маршруту аэропорт – отель – аэропорт», – говорит юрист МЮФ Integrites Ольга Бирюк. В описанном случае авиаперевозчик выполнил все указанные обязательства.
Что касается ЧП и возможной денежной компенсации, то здесь все не так просто. «Ст. 105 Воздушного кодекса предусмотрено, что перевозчик не обязан выплачивать компенсацию, если он может предоставить подтверждение того, что причиной отмены рейса было действие непреодолимой силы или чрезвычайная ситуация, которую нельзя было предотвратить, даже если бы были приняты все меры», – говорит партнер ЮК «Viva Lex» Ирина Куркина. «После установления причины происшествия в порядке судебного разбирательства будет разрешаться вопрос выплаты компенсации или отказа в совершении такой выплаты», – отмечает она. Размер денежной компенсации зависит от дальности полета (согласно ст. 104 Кодекса и раздела XVI приказа Мининфраструктуры Украины от 30.11.2012 № 735 «Об утверждении Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа» (далее – Правила)). «Для рейсов с дальностью полета до 1,5 тыс. км сумма составит 250 евро (это соответствует маршруту нашего читателя. – Ред.)», – уточняет Ольга Бирюк.
Для того чтобы получить денежную компенсацию, необходимо подать претензию в авиакомпанию, которая обслуживает рейс. К претензии следует приложить копии документов, подтверждающие право на компенсацию. Например, авиабилеты с отметками служб аэропорта о задержке рейса, кассовые чеки или квитанции, подтверждающие понесенные расходы, которые перевозчик обязан компенсировать, и др.
Перевозчик в свою очередь (согласно разделу XXVIII Правил) обязан в течение трех месяцев с момента получения претензии рассмотреть ее и уведомить заявителя об удовлетворении или же отклонении с обоснованием на то причин.
Далее пассажир может подать иск в суд о возмещении материального и морального ущерба. «Кстати, иск об ответственности перевозчика может быть предъявлен в суд и без предварительного предъявления претензии к перевозчику», – отметила Ольга Бирюк.
Стоит отметить, что если отмена рейса была вызвана чрезвычайными обстоятельствами, то пассажиры не смогут рассчитывать на компенсацию.