Несмотря на то, что все внимание сейчас приковано к внутренним процессам в Украине, состояние экономики в 2014 году будет зависеть не только от того, кто придет к власти, и примут ли бюджет-2014. В целом, наша экономика растёт (и падает) вместе с экономиками развитых стран и Китая, обеспечивающего около половины мирового спроса на металлургическую продукцию. Китайским фактором, во многом, объясняется и экономическая слабость, характерная для Украины в последние два года.
В середине 2011-го высокая инфляция вынудила власти Китая перейти от стимулирования экономического роста к охлаждению экономики. Это нанесло серьёзный удар по строительному сектору, госинвестиции в который были основным инструментом для поддержки высоких темпов роста в 2008–2009 годах. В то же время, именно строительный сектор Китая обеспечивал (и продолжает обеспечивать) немалую часть мирового спроса на металл. Результатом охлаждения китайской экономики стало снижение цен на металлургическую продукцию, например, цены на стальной прокат во многих регионах мира упали на треть и более. По украинскому металлургическому экспорту это нанесло серьёзный удар – с 2011-го по 2012-й он упал почти на 20%.
Следствием этого стало продолжающееся и сейчас снижение резервов НБУ и стабильно плохое состояние платёжного баланса, а также охлаждение экономики, утратившей один из основных источников роста. В 2014 году какие-либо изменения здесь маловероятны – Китай продолжает свой уход от гиперинвестиционной модели экономики, а с ней уходят и непропорционально большие инвестиции в строительство.
Добавим к этому такие «мелочи», как давление на украинские вагоностроительные заводы на российском рынке, вызванное попытками россиян загрузить заказами хотя бы свои собственные предприятия. И тогда станет понятно, что ни серьёзного улучшения состояния платёжного баланса, ни быстрого восстановления экономики в 2014 году ждать не стоит.
Впрочем, внешние финансовые рынки также могут преподнести Украине неприятный сюрприз. В течение первого квартала (максимум – первого полугодия) 2014 года ожидается начало постепенного ужесточения монетарной политики в США. Федеральная резервная система собирается свернуть программу «количественного смягчения», в рамках которой ФРС осуществляла систематические инъекции денег в мировую экономику. Для мировых финансовых рынков это «смягчение» уже стало своего рода наркотиком, поддерживающим цены на них и спрос на рисковые активы, в частности, долги государств и компаний из развивающегося мира, включая и Украину.
Намёка на близкое начало такого сворачивания, сделанного главой ФРС весной, хватило, чтобы в течение дня обвалить облигации и валюты ряда развивающихся стран. Пострадала и Украина – именно с этого момента сальдо нашего платёжного баланса вновь стало отрицательным. Несомненно, исчезновение фактора «количественного смягчения» усложнит украинскому правительству и частному сектору доступ к зарубежным долговым рынкам и негативно повлияет на состояние платёжного баланса (читай – окажет давление на гривну).
В сухом остатке имеем плохие перспективы как во внешней торговле, так и в финансировании извне. Внешние факторы пока сулят украинской экономике очередной провальный год.