От редактора

От редактора

Нацбанк заливает рынок гривной – ради того, чтобы коммерческим банкам хватало наличных и безналичных денег для выполнения обязательств перед клиентами. Только по итогам марта было выдано более 20 млрд. гривен. По мартовскому курсу – это эквивалент почти 2 млрд. долларов. У меня нет сомнений, что подавляющая часть этой суммы в конце концов была конвертирована в валюту.

Только население купило в марте валюты на 357 млн. долларов больше, чем продало. Ну и еще сняли около 1,3 млрд. долларов с валютных депозитов. То есть отток валюты в руки сограждан составил более 1,66 млрд. долларов. Учитывая, что валютные депозиты забирали зачастую досрочно, можно сделать вывод, что банки покупали доллары и евро для своих вкладчиков на открытом рынке.  

И еще мы помним, что девальвацию толкает не народ у обменок, а безналичный межбанковский рынок. На нем последние полтора месяца реализуется один и тот же сценарий. Банки скребут по сусекам гривну, потом их клиенты (не все, но очень особенные!) подают заявки на покупку валюты. При этом НБУ не делает двух вещей: он не выходит на рынок с продажей валюты из резервов и не интересуется всерьез судьбой кредитов, выданных банкам «на поддержку штанов».

Да, я понимаю, что на Степана Кубива сейчас повесят всех имеющихся в наличии собак. Что его обвинят в попустительстве спекулянтам и т. п. Но 20 лет назад на одних очень полезных курсах в мою голову вбили очень простую идею по поводу процедуры оздоровления банка. Формулируется она примерно так: сперва контроль, потом деньги «на поддержку штанов». Так вот контроля я сейчас не наблюдаю, судя по происходящему на валютном рынке.

И еще один вопрос есть по поводу гривен. Сейчас идет много разговоров о том, что раз уж ситуация такая страшно кризисная, так, может быть, воспользоваться случаем и все-таки запретить досрочный разрыв договоров вклада? Ссылаются при этом на то обстоятельство, что паника вкладчиков убивает банк быстрее, чем девальвация. Это, возможно, и правильная идея. Но к ней нужно добавить много чего еще. Например, в случае обвала банка валютные вклады должны выдаваться Фондом гарантирования не по курсу на дату признания банка неплатежеспособным, как это делается сейчас, а на момент выплаты самого вклада. Потому что сейчас из-за этой нормы люди теряют почти пятую часть сбережений.

Процедура признания банка неплатежеспособным должна стать намного оперативнее и легче, чем сейчас. Потому что действующие правила позволяли до недавнего времени тянуть с этим по году и более, даже для уже дохлых банков.

В общем, мы сейчас учимся на собственном опыте. Это эффективный способ обучения, конечно, но обходится он, сволочь, уж очень дорого.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK