За последнюю неделю октября я дал на радио и ТВ безумное количество комментариев относительно того, что Украина переместилась вверх по рейтингу бизнес-климата Doing Business. Попробую суммировать. В свое время ростом показателей в этом рейтинге козырял Минсдох им. А.Клименко – в самые суровые фискальные времена. В принципе, это все, что нужно понимать по поводу адекватности данного рейтинга (и многих других, кстати, тоже) применительно к Украине.
Считается Doing Business очень просто: оцениваются разнообразные процессы взаимодействия бизнеса и власти. Там же есть такой критерий, который к властям имеет опосредованное отношение, – «доступность кредитов». Хотя… За доступность кредитов примерно на 80% отвечает НБУ, а на оставшиеся 20% – Минфин. Так что, да, «доступность» – это тоже о власти.
Оценивают разное – от налоговых процедур и условий международной торговли до сложности подключения к энергосетям и регистрации нового бизнеса. Ну и потом подбивают среднее арифметическое – итоговое место страны по части качества бизнес-среды.
Простите, но эта логика – не для стран вроде Украины. Потому что среднее арифметическое – это для оценок на уровне «хорошо-лучше-просто отлично». А для оценок на уровнях «лютый ужас – все умерли» действует несколько другая арифметика.
Можно сделать невероятно удобной и легкой регистрацию бизнеса, защитить права мелких акционеров, упростить до неприличия процедуры подключения к инженерным сетям и получение разрешений на строительство. Можно даже сделать (о, Боги!) невиданно прозрачными процедуры таможенного оформления. Но если с налогами будет оставаться по части администрирования и ставок тот же ужас кошмарный, что и сейчас в Украине, все остальные достижения можно считать несущественным.
Так что считать нужно не путем вычисления среднего арифметического, а путем умножения коэффициентов. И если хотя бы один из таковых будет близок к 0, что означает «ужас кошмарный по данному направлению», то высокие места по всем остальным критериям не будут иметь никакого значения.
Будете смеяться, но именно так и поступает реальный инвестор: он вычленяет убийственно важные критерии и оценивает страну по ситуации с худшими из них, не особо интересуясь достижениями в тех областях, где все более или менее нормально. Нормально – оно потому и нормально, что должно быть нормальным по умолчанию.
Так что ждем от Рады принятия всей пачки законопроектов о дерегуляции, что запланированной на 10 ноября. Но понимаем отчетливо, что вся эта замечательная деятельность без качественной налоговой реформы цента ломаного не стоит.
Колонка редактора опубликована в журнале "Деньги" №21 от 5 ноября 2015 года: